Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Музыкальная педагогика

История музыкальной педагогики

История развития музыкальной педагогики представляется историей развития системы общего музыкального образования и воспитания детей. Становление данной системы началось в глубокой древности с устных форм музыкальной деятельности.

В истории музыкального обучения имеют место два метода обучения:

  • на основе устных музыкальных традиций;
  • на базе письменных музыкальных традиций.
Замечание 1

Метод обучения, базирующийся на устных музыкальных традициях, берет начало народных традициях и опирается на пение, его коллективные формы и импровизацию.

Метод, основанный на письменных музыкальных традициях, появился как результат зарождения нотной письменности и развития инструментального искусства.

Устная форма обучения к 17 веку была практически вытеснена из педагогической практики и прочно забыта. Взамен пришла профессиональная музыкальная деятельность, определившая метод обучения музыке.

В 17 веке искусство исполнения приобретает черты индивидуальной направленности. Появляются специалисты в определенных областях, в частности композиторы, исполнители и слушатели. В это время появилась сцена, отделяющая исполнителя от зала, дирижер стал располагаться спиной к слушателям, а солист стал исполнять наизусть чужие произведения в своей трактовке. В этот исторический период происходит зарождение нового вида музыкальной деятельности — искусства интерпретации.

Музыкальная педагогика в России

Музыкально-педагогические системы, а также практический и теоретический опыт русских музыкантов относились в первую очередь к организации музыкальных средств.

В середине 19 века в России сформировались две музыкальные культуры — городская и крестьянская. Эти две культуры стали почвой для новой русской музыкальной школы.

«Музыкальная педагогика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В 60-х годах 19 века русские музыканты и общественные деятели активно начали работать над организацией обучения детей музыке на рациональных началах. Они считали, что любой ребёнок имеет предрасположенность к музыкальным занятиям. Они пытались создать единую музыкально-педагогическую систему, одинаково пригодную и будущим профессионалам, и любителям. Учебный процесс, по мнению реформаторов, должен опираться на национальные музыкальные традиции. Следует отметить, что вопрос всегда стоял только о коллективных формах обучения музыке, а не о развитии методик индивидуального обучения.

К 1917 году практически была готова реформа российского музыкального образования. Но после революции произошёл откат назад. Представители новой власти имели свое видение культуры, в форме просветительства. Она основывалась на клубной работе и была нацелена на нечто среднее.

Основные аспекты музыкального образования

Определение 1

Музыкальное образование - это система, которая объединяет музыкальное воспитание, обучение, развитие.

Основные исследования в области современного музыкального образования представлены следующими направлениями:

  • изучение возможностей педагогики искусств в области музыкального воспитания;
  • изучение профессиональных качеств личности педагога;
  • изучение сущности, достижений, видов и особенностей профессиональной деятельности педагога-музыканта.

Российская система музыкального образования включает в себя:

  • общее музыкальное образование;
  • дополнительное образование.

Все образовательные музыкальные программы способствуют воспитанию у учащихся любви и интереса к музыке, формированию музыкально-слуховых представлений и развитию практических музыкальных навыков, в том числе исполнительских, аналитических и слуховых.

Музыкальной педагогике присущи как общие принципы педагогики, так и специфические формы и методики преподавания.

Принципы музыкальной педагогики

Основные принципы музыкальной педагогики заключаются в следующем:

  • воспитывающее обучение;
  • научность обучения;
  • систематичность обучения;
  • прочность передаваемых знаний, умений и навыков;
  • индивидуальный подход.

Особенности музыкальной педагогики

Основная тема множества исследований в музыкальной педагогике – это процесс взаимодействия педагога и ученика. Основная задача педагога-музыканта заключается в постоянном поиске наиболее эффективных методов и способов обучения и воспитания каждого отдельного ученика.

Для передачи знаний о музыке необходима адаптация форм и методов, используемых в общеобразовательной школе. В то же время для усвоения самой музыки и овладения практическими умениями и навыками требуются специфические формы организации обучения, методы и средства, которые отвечали бы особому содержанию музыкальных дисциплин.

Музыкальная педагогика базируется также на активизации творческо-поисковой активности у учащихся. Ключевым здесь является аналитический метод обучения, при котором педагог – это организатор самостоятельного поиска ребенком новых музыкальных ощущений. Данный подход стимулирует и развивает творческое начало. Соединение практического и аналитического методов обучения является основной задачей, которая стоит перед педагогом-музыкантом. Для решения данной задачи педагогу необходимо не только владеть методикой преподавания своего предмета, но педагогической техникой.

Дата последнего обновления статьи: 01.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot