История музыкальной педагогики
История развития музыкальной педагогики представляется историей развития системы общего музыкального образования и воспитания детей. Становление данной системы началось в глубокой древности с устных форм музыкальной деятельности.
В истории музыкального обучения имеют место два метода обучения:
- на основе устных музыкальных традиций;
- на базе письменных музыкальных традиций.
Метод обучения, базирующийся на устных музыкальных традициях, берет начало народных традициях и опирается на пение, его коллективные формы и импровизацию.
Метод, основанный на письменных музыкальных традициях, появился как результат зарождения нотной письменности и развития инструментального искусства.
Устная форма обучения к 17 веку была практически вытеснена из педагогической практики и прочно забыта. Взамен пришла профессиональная музыкальная деятельность, определившая метод обучения музыке.
В 17 веке искусство исполнения приобретает черты индивидуальной направленности. Появляются специалисты в определенных областях, в частности композиторы, исполнители и слушатели. В это время появилась сцена, отделяющая исполнителя от зала, дирижер стал располагаться спиной к слушателям, а солист стал исполнять наизусть чужие произведения в своей трактовке. В этот исторический период происходит зарождение нового вида музыкальной деятельности — искусства интерпретации.
Музыкальная педагогика в России
Музыкально-педагогические системы, а также практический и теоретический опыт русских музыкантов относились в первую очередь к организации музыкальных средств.
В середине 19 века в России сформировались две музыкальные культуры — городская и крестьянская. Эти две культуры стали почвой для новой русской музыкальной школы.
В 60-х годах 19 века русские музыканты и общественные деятели активно начали работать над организацией обучения детей музыке на рациональных началах. Они считали, что любой ребёнок имеет предрасположенность к музыкальным занятиям. Они пытались создать единую музыкально-педагогическую систему, одинаково пригодную и будущим профессионалам, и любителям. Учебный процесс, по мнению реформаторов, должен опираться на национальные музыкальные традиции. Следует отметить, что вопрос всегда стоял только о коллективных формах обучения музыке, а не о развитии методик индивидуального обучения.
К 1917 году практически была готова реформа российского музыкального образования. Но после революции произошёл откат назад. Представители новой власти имели свое видение культуры, в форме просветительства. Она основывалась на клубной работе и была нацелена на нечто среднее.
Основные аспекты музыкального образования
Музыкальное образование - это система, которая объединяет музыкальное воспитание, обучение, развитие.
Основные исследования в области современного музыкального образования представлены следующими направлениями:
- изучение возможностей педагогики искусств в области музыкального воспитания;
- изучение профессиональных качеств личности педагога;
- изучение сущности, достижений, видов и особенностей профессиональной деятельности педагога-музыканта.
Российская система музыкального образования включает в себя:
- общее музыкальное образование;
- дополнительное образование.
Все образовательные музыкальные программы способствуют воспитанию у учащихся любви и интереса к музыке, формированию музыкально-слуховых представлений и развитию практических музыкальных навыков, в том числе исполнительских, аналитических и слуховых.
Музыкальной педагогике присущи как общие принципы педагогики, так и специфические формы и методики преподавания.
Принципы музыкальной педагогики
Основные принципы музыкальной педагогики заключаются в следующем:
- воспитывающее обучение;
- научность обучения;
- систематичность обучения;
- прочность передаваемых знаний, умений и навыков;
- индивидуальный подход.
Особенности музыкальной педагогики
Основная тема множества исследований в музыкальной педагогике – это процесс взаимодействия педагога и ученика. Основная задача педагога-музыканта заключается в постоянном поиске наиболее эффективных методов и способов обучения и воспитания каждого отдельного ученика.
Для передачи знаний о музыке необходима адаптация форм и методов, используемых в общеобразовательной школе. В то же время для усвоения самой музыки и овладения практическими умениями и навыками требуются специфические формы организации обучения, методы и средства, которые отвечали бы особому содержанию музыкальных дисциплин.
Музыкальная педагогика базируется также на активизации творческо-поисковой активности у учащихся. Ключевым здесь является аналитический метод обучения, при котором педагог – это организатор самостоятельного поиска ребенком новых музыкальных ощущений. Данный подход стимулирует и развивает творческое начало. Соединение практического и аналитического методов обучения является основной задачей, которая стоит перед педагогом-музыкантом. Для решения данной задачи педагогу необходимо не только владеть методикой преподавания своего предмета, но педагогической техникой.