Профессия учителя испокон веков считалась самой важной и поистине почтеннейшей. Эта профессия появилась в V-VI в., когда появились первые школы.
В родовом же обществе роль преподавателей выполняли жрецы и старейшины, т. е. люди, заслуживающие доверие. Каждая эпоха порождала своих великих педагогов. Это Конфуций в древнем Китае, Сократ в Афинах, Коменский в средневековой Европе, Песталоцци, учитель русских педагогов К.Д. Ушинский и гениальный Л.Н. Толстой, наши соотечественники, жившие совсем недавно, - А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Все эти выдающиеся люди подарили свои сердца детям, осуществивших каждый свой педагогический подвиг. Эти великие люди оставили неизгладимый след в истории человечества.
Развитие воспитания в Древнем Востоке
Систему воспитания в Древнем Востоке связывали с существованием определенного религиозного культа. Воспитаннику прививали определенные ценности и нормы, которые существовали на данный период этического культа. В центре развития древнейших восточных цивилизаций стояли семейные отношения, церковь и государство.
Семья не могла предоставить обществу людей, которые были осведомлены в чтении, письменности, законах, и чтобы как то пополнять сословия чиновников, их стали готовить специальные воспитательные учреждения. Светская власть и служители культов создавали такие учреждения. В течение длительного времени воспитание было однообразным, выглядело весьма скудным и узкоспециальным. Оно держало людей в суровых рамках определенного социального положения. Первыми шагами к развитию системы школьного обучения стали учебные заведения, которые появились и существовали в традициях Древней Месопотамии. Такие заведения были широко распространены и находились в каждом городе. Такое массовое распространение школ диктовалось большой потребностью в писцах. Профессия песца считалась очень уважаемой, и ее представители находились на довольно высокой ступени социальной лестницы. Семейно-общинный строй школы существовал в течение всей истории древневосточных цивилизаций без видимых перемен.
Главная роль в воспитании детей отводилась семье. Как правило, ученики жили дома. Учитель обязался изготавливать таблички - модели, а ученики должны были переписывать эти таблички. Мальчиков и девочек воспитывали совершенно в одинаковых условиях.
Вскоре появилось новое убеждение на безупречное воспитание (но только лишь для высшей касты), в соответствии с которым люди были рождены для счастливой полноценной жизни. Что предусматривало воспитание? Такое воспитание предполагало умственное развитие, религиозность, физическое совершенство, влечение к природе и прекрасному, спокойствие и выдержку.
Можно сказать, что цивилизации Древнего Востока подарили человечеству неоценимый опыт, без которого нельзя представить дальнейшие витки истории мировой школы и педагогики: появились первые учебные заведения, были сделаны первые попытки осознать сущность воспитания и образования. Педагогические обычаи древних государств Двуречья, Египта, Индии оказали воздействие на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.
Воспитание в рамках античной культуры
Древние спартанцы и древние афиняне очень серьезно решали вопросы создания семьи и воспитания детей.
В Спарте государство обязалось заботиться об обучении и воспитании мальчиков и девочек с семи лет.
В Афинах о будущем ребенка заботился сам отец: если отец отрекался от ребенка, то его просто выбрасывали из дома.
В Спарте судьбу ребенка определяли старейшины города. Они решали, достаточно ли ребенок здоров и силен, для того, чтобы его растить и подготавливать к гражданской жизни. Древних Афинян воспитывали в соответствии со всеми культурными обычаями.
Основной акцент греки делали на воспитание заслуженного гражданина своего отечества, который переполнен долгом перед обществом.
Молодежь в Афинах была переполнена гордостью и верностью к родной земле и была готова умереть ради прекрасной родины.
У cпартанцев тоже каждый человек предпочел бы смерть ради своей родины, но причины были совсем иные: созданное Ликургом государственное учреждение работало как четко отлаженный механизм. Была создана такая система в обществе, которая превращала юношей в солдат - роботов, у которых почти не было ни личной жизни, ни возможности философски осмыслить происходящее. Были заложены нормы поведения, которые не предоставляли никакого выбора.
Воспитание римских граждан
Главную роль в формировании личности юных римлян играло обучение на дому и воспитание. В основном дети получали духовное воспитание, а отец был в роли жреца.
В семье отец считался абсолютным властелином. Он имел право даже продать своих детей. Мать пользовалась меньшими правами, но в воспитании ей отводилась почетная роль. Девочки и девушки были под постоянным надзором матери до самого замужества. Мальчик да 16 лет находились под наблюдением отца и осваивали домашние и полевые работы, а так же искусство владения оружием. Семья, на протяжении всей римской истории воспитания, всегда несла ответственность за нравственное, гражданское становление молодых римлян.
По словам римского историка Ливия, первые учебные заведения появились в 449 г. до н.э. Уроки проходили в форуме, а проводили их частные лица. Форумами называли места общественных сборищ римлян. Профессия наставника появляется в III в. до н.э. Роль наставника выполняли рабы. Рабы - преподаватели учили мальчиков чтению, письму и счету. Таких рабов могли иметь только состоятельные граждане. Те, кто не мог себе этого позволить, отправляли детей учиться в форум. Профессия педагога в римском обществе для свободных граждан считалась унизительной. Методика воспитания римлян хотя и строилась на традициях семейной системы воспитания, но, тем не менее, основывалась на пользе для общества.