Форма организации обучения – это один из способов организационного построения процесса обучения, который определяет характер учебно-воспитательной деятельности учащихся, а также руководство данной деятельностью, осуществляемое педагогом.
Основные формы организации учебной деятельности
Основными формами организации учебной деятельности являются урок в школе и лекция в высшем учебном заведении.
Урок – это вариативная и динамичная основная форма организации учебной деятельности, в рамках которой осуществляется определенное педагогическое воздействие на учащихся.
В настоящее время выделяют следующие виды уроков:
- Комбинированные
- Направленные на изложение нового учебного материала
- Направленные на закрепление изученного учебного материала, формирование умений и навыков на основании полученных знаний
- Самостоятельная работа
- Направленные на повторение, обобщение и систематизацию изучаемого учебного материала
- Направленные на проверку знаний, их оценку
- Интегрированный
Урок является основной формой организации учебной деятельности в школе, его продолжительность составляет 40-45 минут, между уроками имеются перемены (5-15 минут), являющиеся свободным временем учащихся.
Лекция – это форма организации учебной деятельности, при которой передача учебной информации передается учащимся (студентам) через монолог педагога.
Различают следующие виды лекции:
- Установочная – направлена на краткое ознакомление студентов с содержанием изучаемого учебного курса или дисциплины.
- Информационная – систематическое и последовательное изложение учебного материала в соответствии с учебной программой.
- Обобщающая – направлена на расширение знаний по учебному курсу (предмету) и их систематизация.
Чаще всего лекция практикуется в старших классах средней школы или в высшей школе (ВУЗ, СУЗ и т.п.), относится к словесным методам обучения. Лекция используются для подачи объемного учебного материала. В рамках средней школы они могут быть использованы также и для того чтобы подготовить учащихся к обучению в высшей школе.
Механизм осуществления лекция заключается в том, что педагог «читает» учебный материал, а студенты (учащиеся) его воспринимают, при необходимости записывая основное в виде тезисов. Запись лекции называется ведением конспекта (конспектирование).
Семинарская форма организации учебной деятельности
Не менее важными, чем лекции и урока, являются семинарские формы организации учебой деятельности.
Семинар – это активная форма учебного процесса, которая построена на основании знаний учащихся, полученных в итоге прослушивания лекций, либо самостоятельно.
Семинар проводится по заранее озвученной педагогом теме, каждому учащемуся дается задание, которое необходимо выполнить самостоятельно (доклад, презентация, реферат и т.д.).
Основная цель семинара – обеспечение учащимся возможности овладеть определенными знаниями, умениями и навыками самостоятельно.
Задача семинара:
- развитие у учащихся творческого и профессионального мышления;
- формирование познавательной мотивации;
- использование, полученных знаний в профессиональной деятельности;
- повторение и закрепление пройденного учебного материала;
- осуществление контроля знаний и умений.
Основные формы семинарских занятий:
- Семинар-беседа – осуществляется в виде развернутой беседы, по заранее составленному плану, вначале и в заключение беседы, педагог кратко выступает перед учащимися.
- Семинар-заслушивание – осуществляется заслушивание и последующее обсуждение самостоятельных работ учащихся.
Немаловажное значение, помимо семинарских занятий, имеют практические занятия, направленные на профессиональную подготовку учащихся.
Практические занятия направлены на формирование профессиональных умений и навыков учащихся, стимулирование мышления и общую подготовку к будущей практической деятельности по выбранной специальности.
Практические занятия делятся на следующие группы:
- Занятия, организуемые с целью иллюстрации теоретического материала, имеющие воспроизводимый характер.
- Занятия, представляющие собой образцы примеров и задач, которые учащиеся разбирают в аудитории совместно и с помощью преподавателя.
- Занятия, направленные на развитие у учащихся исследовательских умений и навыков.
Иные самостоятельные и коллективные формы организации учебной деятельности
Иными формами организации учебной деятельности являются такие практические и самостоятельные работы учащихся как:
- Лабораторные занятия – это самостоятельные учебные занятия, направленные на углубление и закрепление теоретических знаний, формирование необходимых профессиональных умений и навыков. Могут быть представлены в виде опытов, экспериментов и т.д.
- Диспут – это коллективное обсуждение определенного вопроса или проблемы. В процессе диспута, участники высказывают разнообразные точки зрения и суждения на рассматриваемую проблему (вопрос).
- Конференция – это своеобразное совещание, съезд или собрание представителей различных учебных заведений, направленные на решение ряда научных проблем, а также с целью обмена опытом.
- Консультация – занятие, которое проводится с целью оказания учащимся необходимой педагогической помощи в понимании учебного материала.
- Самостоятельная работа – это работа, осуществляемая учащимся самостоятельно, направленная на получение и освоение определенного учебного материала. Предполагает самостоятельный поиск необходимой информации и ее последующую переработку. Могут быть представлены в виде письменных работ (рефераты, конспекты, тезисы и т.д.) или устного выступление в форме доклада.