Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Общие формы организации учебной деятельности

Определение 1

Форма организации обучения – это один из способов организационного построения процесса обучения, который определяет характер учебно-воспитательной деятельности учащихся, а также руководство данной деятельностью, осуществляемое педагогом.

Основные формы организации учебной деятельности

Основными формами организации учебной деятельности являются урок в школе и лекция в высшем учебном заведении.

Определение 2

Урок – это вариативная и динамичная основная форма организации учебной деятельности, в рамках которой осуществляется определенное педагогическое воздействие на учащихся.

В настоящее время выделяют следующие виды уроков:

  • Комбинированные
  • Направленные на изложение нового учебного материала
  • Направленные на закрепление изученного учебного материала, формирование умений и навыков на основании полученных знаний
  • Самостоятельная работа
  • Направленные на повторение, обобщение и систематизацию изучаемого учебного материала
  • Направленные на проверку знаний, их оценку
  • Интегрированный

Урок является основной формой организации учебной деятельности в школе, его продолжительность составляет 40-45 минут, между уроками имеются перемены (5-15 минут), являющиеся свободным временем учащихся.

Определение 3

Лекция – это форма организации учебной деятельности, при которой передача учебной информации передается учащимся (студентам) через монолог педагога.

Различают следующие виды лекции:

  1. Установочная – направлена на краткое ознакомление студентов с содержанием изучаемого учебного курса или дисциплины.
  2. Информационная – систематическое и последовательное изложение учебного материала в соответствии с учебной программой.
  3. Обобщающая – направлена на расширение знаний по учебному курсу (предмету) и их систематизация.
«Общие формы организации учебной деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Чаще всего лекция практикуется в старших классах средней школы или в высшей школе (ВУЗ, СУЗ и т.п.), относится к словесным методам обучения. Лекция используются для подачи объемного учебного материала. В рамках средней школы они могут быть использованы также и для того чтобы подготовить учащихся к обучению в высшей школе.

Механизм осуществления лекция заключается в том, что педагог «читает» учебный материал, а студенты (учащиеся) его воспринимают, при необходимости записывая основное в виде тезисов. Запись лекции называется ведением конспекта (конспектирование).

Семинарская форма организации учебной деятельности

Не менее важными, чем лекции и урока, являются семинарские формы организации учебой деятельности.

Определение 4

Семинар – это активная форма учебного процесса, которая построена на основании знаний учащихся, полученных в итоге прослушивания лекций, либо самостоятельно.

Семинар проводится по заранее озвученной педагогом теме, каждому учащемуся дается задание, которое необходимо выполнить самостоятельно (доклад, презентация, реферат и т.д.).

Замечание 1

Основная цель семинара – обеспечение учащимся возможности овладеть определенными знаниями, умениями и навыками самостоятельно.

Задача семинара:

  • развитие у учащихся творческого и профессионального мышления;
  • формирование познавательной мотивации;
  • использование, полученных знаний в профессиональной деятельности;
  • повторение и закрепление пройденного учебного материала;
  • осуществление контроля знаний и умений.

Основные формы семинарских занятий:

  1. Семинар-беседа – осуществляется в виде развернутой беседы, по заранее составленному плану, вначале и в заключение беседы, педагог кратко выступает перед учащимися.
  2. Семинар-заслушивание – осуществляется заслушивание и последующее обсуждение самостоятельных работ учащихся.

Немаловажное значение, помимо семинарских занятий, имеют практические занятия, направленные на профессиональную подготовку учащихся.

Замечание 2

Практические занятия направлены на формирование профессиональных умений и навыков учащихся, стимулирование мышления и общую подготовку к будущей практической деятельности по выбранной специальности.

Практические занятия делятся на следующие группы:

  1. Занятия, организуемые с целью иллюстрации теоретического материала, имеющие воспроизводимый характер.
  2. Занятия, представляющие собой образцы примеров и задач, которые учащиеся разбирают в аудитории совместно и с помощью преподавателя.
  3. Занятия, направленные на развитие у учащихся исследовательских умений и навыков.

Иные самостоятельные и коллективные формы организации учебной деятельности

Иными формами организации учебной деятельности являются такие практические и самостоятельные работы учащихся как:

  • Лабораторные занятия – это самостоятельные учебные занятия, направленные на углубление и закрепление теоретических знаний, формирование необходимых профессиональных умений и навыков. Могут быть представлены в виде опытов, экспериментов и т.д.
  • Диспут – это коллективное обсуждение определенного вопроса или проблемы. В процессе диспута, участники высказывают разнообразные точки зрения и суждения на рассматриваемую проблему (вопрос).
  • Конференция – это своеобразное совещание, съезд или собрание представителей различных учебных заведений, направленные на решение ряда научных проблем, а также с целью обмена опытом.
  • Консультация – занятие, которое проводится с целью оказания учащимся необходимой педагогической помощи в понимании учебного материала.
  • Самостоятельная работа – это работа, осуществляемая учащимся самостоятельно, направленная на получение и освоение определенного учебного материала. Предполагает самостоятельный поиск необходимой информации и ее последующую переработку. Могут быть представлены в виде письменных работ (рефераты, конспекты, тезисы и т.д.) или устного выступление в форме доклада.
Дата последнего обновления статьи: 16.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot