Сущность общественного воспитания
Общественное воспитание – это одна их объективных характеристик воспитания, выступающая в качестве закономерности человеческого и общественного развития, в их взаимодействии в процессе позитивной созидательной деятельности.
Общественное воспитание, иными словами, - социальное воспитание личности, то есть субъекта гражданского общества, носителя общечеловеческих и социально-культурных ценностей.
Общественное воспитание можно считать фактором развития и функционирования общества, во всем многообразии его структур:
- взаимодействие общества и человека;
- объективно-субъективная реальность социума с организуемым процессом социально-культурного воспитания человека в системе образования и внешкольного воспитания;
- важнейший объект деятельности педагога-воспитателя.
Сферами функционирования субъектов общественного воспитания выступают неорганизованная социальная среда, досуговое пространство человека, а также организованная среда общественного образования и профессиональной деятельности.
Современное пространство общественного воспитания представлено системой, которая включает:
- внеучебную деятельность школ;
- деятельность учреждений дополнительного образования, созданных государственными и общественными органами, чтобы организовать свободное время детей;
- деятельность позитивно ориентированных и педагогически направляемых детских, детско-взрослых общественных структур, социальных партнеров образовательных организаций и субъектов внутри системы социального воспитания.
Содержание основной учебной деятельности выносят за пределы урока в открытое социальное пространство, что дает возможность педагогу максимально реализовать свой профессиональных и гражданский потенциал, получить новые знания, опыт, лучше узнать своих воспитанников и оценивать их успехи.
Принципы работы педагога дополнительного образования
Педагоги дополнительного образования дают начальные основы профессиональной деятельности, включают воспитанников в процесс познания запросов современного общества, подготавливают их к участию в преобразовании этого общества и его совершенствовании.
Педагогические принципы деятельности педагога дополнительного образования соответствуют сущности общественного воспитания, к ним относятся:
- свобода выбора ребенка образовательной деятельности и добровольное принятие обязанности воспитанника определенного объединения;
- выявление и развитие индивидуальности ребенка в деятельности детского объединения дополнительного образования;
- профессиональная ориентация и начальная профессиональная подготовка подростка;
- активная социальная адаптация и самореализация ребенка;
- личный пример педагога-профессионала – мастера и творца, гражданина и человека-личности;
- широкие связи учреждения и окружающего социума;
- приоритетность инициатив, самодеятельности, творческой организации образовательной деятельности.
При грамотной реализации педагогических принципов, учреждение дополнительного образования может стать настоящим инновационным центром общественного демократического, гуманистического, социального и личностно ориентированного воспитания детей.
К качественным показателям общественного воспитания обучающихся и их личному вкладу в общественную жизнь относят результаты их участия в многочисленных конкурсах, смотрах и фестивалях. Это результаты гражданского, патриотического воспитания детей.
Педагоги дополнительного образования открывают новые средства общественного воспитания – государственно-общественные детские объединения, в качестве учебной и особой социальной среды их гражданского становления. Обычно детские учреждения дополнительного образования максимально приближены к реальности повседневной жизни. Именно общественно-личностной, добровольной направленностью объединения формируются новые социальные, общественные компетенции обучающихся и педагогов.
Подростки в детских сообществах приобретают первый социально-общественных жизненный опыт. Исторически отечественный опыт внешкольного общественного воспитания помог сформировать новый тип педагога: вожатого, организатора детской самодеятельности и общественного объединения в качестве субъекта образования и воспитания, и закрепить этот образ, творчески его развивать в новых российских условиях.
Существующая сейчас система внешкольного воспитания представляет собой многообразие детских общественных объединений, создаваемых на основе образовательных учреждений, представляющих их социальных партнеров, действующих преимущественно при активном участии педагогов-предметников, педагогов дополнительного образования и организаторов.
Грамотно организованное с педагогической точки зрения детское общественное объединение представляет собой классический образец комплексной реализации принципов общественного воспитания, приоритетными среди которых являются:
- детская активность и самодеятельность;
- опора на начальный опыт ребенка;
- самоорганизация и самоуправление;
- личностно и общественно значимая деятельность;
- романтика и игра.
Особенно стоит заострить внимание на характерном для детского объединения сотрудничестве и содружестве детей и взрослых, взаимозаботе, уважении, доверии и товарищеской требовательности.
В наиболее общем виде специфика общественного воспитания может быть сформулирована в качестве идеи воспитания детей детьми.
Основа результативности общественного воспитания – педагогически грамотная позиция взрослого, ориентированная на максимальное использование возможностей самих детей в познании социальной реальности, общественной жизни и их воздействии на окружающую действительность, самовоспитание подростков.