Образовательный туризм, его содержание и принципы построения
Образовательный туризм является специально организованным путешествием для получения новых знаний, впечатлений и полноценного отдыха.
Образовательный туризм относится к важным педагогическим технологиям, особенно на современном этапе общественного развития. Это обусловлено тем, что он дает возможности расширения кругозора учащихся, ознакомления с культурой других стран и народов воочию, формирует представление об обычаях, традициях, культурных ценностях своей страны, родного края и иных стран и народов, способствует интеграции в мировую культуру, повышает качество знаний, навыков, умений, развивает способности учащихся.
Роль и значимость туризма особенно велика в детском возрасте. Он помогает ребятам погрузится в атмосферу приключений, развивает фантазию и воображение и тем самым делает образовательный процесс более интересным и увлекательным.
Образовательный туризм относится к многогранным понятиям. Существует несколько подходов к понимаю этой категории. В педагогическом процессе актуально использование программно-направленного подхода, рассматривающего образовательный туризм, как совокупность туров познавательного характера, организуемых для реализации основных целей и задач конкретных программ учебного и воспитательного назначения.
В некоторой степени, в образовании применим потребностно-направленный подход к пониманию этой категории. Он основывается на рассмотрении образовательного туризма в качестве туристических и экскурсионных поездок, для получения определенных знаний и навыков, а также удовлетворения любознательности и иных познавательных интересов.
Образовательный туризм охватывает разнообразные области учебной и просветительской деятельности. он характеризуется наличием социально- педагогического эффекта, заключающегося в духовных, нравственных, социальных, гуманистических, коммуникативных, идеологических сторонах личностного становления и развития.
Туризм выступает, как продуктивное средство для активизации познавательной заинтересованности учащихся, развивает их желания, стремления и способности к творческой деятельности, развивает самостоятельность и инициативность, формирует навыки самообразования и самоанализа.
Регулярное применение технологий образовательного туризма в педагогике способствует развитию сознательной дисциплины, ответственности за свою деятельность, настойчивости, упорству. Туризм благотворно сказывается на интеграции всех основных сторон воспитания: эстетической, физической, трудовой, нравственной, интеллектуальной.
Образовательный туризм базируется на следующих ведущих принципах:
- Личностно-деятельностный – предполагает ориентацию на развитие основных свойств личности и приобщение к различным видам деятельности, в том числе труду и познанию;
- Диалогический – связан с обеспечением построения рационального диалога между педагогом и учащимися, между учащимися и между педагогом и родителями. Построение успешных взаимоотношений в процессе педагогической деятельность повышает эффективность и качество обучения, позволяет организовать учебно-воспитательный процесс в благоприятной, здоровой атмосфере;
- Индивидуально-творческий – применение индивидуального, развивающего подхода к каждому ребенку, ориентация на развитие его творческих способностей и учет основных потребностей и интересов;
- Целесообразности – рациональное использование педагогических методов, приемов и средств;
- Краеведческий – знакомство с историей, культурными и природными особенностями родного края;
- Целостности – единство педагогического воздействия по всем направления обучения и воспитания.
Цели, задачи и направления применения технологии образовательного туризма
Технология образовательного туризма ориентирована на формирование готовности педагога к инновационной деятельности на современном этапе развития образовательной системы. Это открывает возможности расширения границ профессиональной компетентности, укрепляет и повышает мотивационную и профессиональную ориентацию педагогов, способствует росту их квалификационного уровня и применению творческого подхода в организации учебно-воспитательной работы.
Ведущей целью внедрения технологии образовательного туризма является расширение спектра услуг образовательной системы в интересах учащихся путем удовлетворения всевозможных образовательных потребностей. Помимо этого, технология имеет своей целью поддерживать и укреплять здоровье учащихся, развивать их физические и спортивные навыки, способствовать развитию физической активности учащихся, поддерживать и развивать их интеллектуальную активность, стимулировать к приключенческой деятельности, поскольку туризм является неким приключением, результат которого является неизвестным.
На базе целей технологии, можно выделить ее основные задачи:
- Отбор конкретного количества учреждений и организаций туристического направления для развития познавательных интересов учащихся и удовлетворения их образовательных потребностей.
- Создание, проектирование и введение в практическую педагогику технологии образовательного туризма и содержания разнообразных маршрутов туристического значения для учащихся, их родителей, педагогов.
- Привитие позитивного отношения к родной земле, своему краю, стремление к ее исследованию.
- Развитие практики применения игр интеллектуальной направленности в досуговой деятельности учащихся.
- Разработка методических материалов для обучения педагогов способам организации туристических туров.
- Ввести в практическую работу образовательного заведения регулярную организацию образовательных путешествий.
Основными направлениями применения технологии образовательного туризма или туристическими маршрутами являются:
- Культурологический – ориентирован на ознакомление с культурными особенностями того или иного края, региона, местности, развитие эстетических качеств у детей, исследование понятия, специфики и значимости культуры, ее места и роли в общественной жизнедеятельности;
- Образовательный – ориентирован на развитие мотивации, развития способностей обработки информации, стимулирование занятия исследовательской работой;
- Профориентационный – ориентирован на формирование самоопределения учащихся, раскрытие природных задатков и развитие творческих способностей;
- Здоровьесохраняющий – ориентирован на гармоничное развитие личности, поддержание и укрепление физических навыков, стимулирование регулярных занятий спортом;