Понятие форсайта в образовании
Форсайт – это инновационный инструмент моделирования будущего, он представляет собой технологию, позволяющую определенному кругу лиц, участвующих в форсайте, договариваться относительно образа будущего, своих действий относительно этого будущего и своего желаемого будущего.
Основой методики является совместная работа участников на карте времени. То есть работа проходит не с текстом, а с образами и схемами. Традиционное прогнозирование отличается от форсайта тем, что последний – проактивный относительно будущих событий. Это значит, авторы и участники форсайта не просто занимаются оценкой вероятности и рисков возникновения определенных условий, а проектирую свою текущую деятельность так, чтобы были усилены позитивные тренды и увеличена вероятность желаемых событий, а также погасить негативные и нежелательные тренды. Структура форсайта состоит из обозначения проектов и событий, которые помогут достичь избранную цель. Результат форсайта – карта будущего, то есть визуально богатое пространство, которое дает возможность увидеть разные способы и пути достижения желаемых результатов.
Форсайт как процесс состоит из трех основных стадий:
- создание образа вероятного будущего;
- создание сценария перехода из настоящего в желаемое будущее, представленное как «дорожная карта»;
- создание стратегической и экономической доверенности участников для реализации этой «дорожной карты».
Форсайт в образовании нужен для:
- понимания того, что мешает развиваться образовательной организации;
- прогнозирования развития организации на перспективу;
- понимания востребованности тех или иных образовательных услуг в настоящее время и в будущем;
- понимания, что делать, чтобы получить конкурентное преимущество.
Форсайт представляет собой:
- совместную работу, так как авторство всегда принадлежит нескольким людям;
- карту будущего, то есть не директиву, а перспективу;
- ставки участников – вероятность наступления события оценивается несколькими людьми;
- проверку реальностью, то есть корректировку «на ходу».
Основа технологии форсайта
Основа технологии форсайта представляет собой совместную работу участников на так называемой карте времени, работу с образами и схемами, а не с текстами, цель быстрого получения достоверной карты развития образования посредством определения стартовых трендов и наиболее ярких идей развития, оцениваемых голосованием экспертов и накладываемых на карту времени.
Именно экспертами малых групп создаются наборы карт вероятных событий и технологий, получая в итоге «дорожную карту» - визуальный образ совместного будущего, состоящий из ключевых трендов, событий, технологий, стратегических развилок и точек принятия решений в педагогическом пространстве, определяя ряд возможных сценариев развития образовательного объекта. Благодаря форсайт-технологиям посредством прогнозирования могут быть выявлены основные группы угроз и возможности развития в образовании, в текущем педагогическом процессе.
Минимальная продолжительность форсайта – от 2 до 4 часов.
Оптимальное количество участников форсайта – 5-15 человек. Это количество людей, которые могут продуцировать новые идеи и готовы прислушиваться друг к другу. Если участников будет больше, то они:
- разделятся на группы по направлениям, а результаты внесут в общую карту и синхронизируют;
- разделятся на группы и выполнят задачи самостоятельно, затем результаты соберут воедино и нарисуют общую карту.
Роли участников форсайта:
- участник;
- ведущий – проектирует течение форсайта, занимается сбором и анализом информации и требований, держит участников в «рамках будущего», дает инструкции модераторам и участникам;
- модератор – ведет процесс, управляет коммуникацией и содержанием;
- команда поддержки.
Задача участника – не просто создавать образ будущего, а разрабатывать «дорожную карту», своего рода навигатор, которые помогает оперативно прокладывать маршрут к поставленной цели.
Терминология форсайта
Основными терминами при организации форсайта являются:
- тренд – тенденция, то есть важное и заметное направление в развитии чего-либо;
- технология – это отдельный вид технологического решения или пакет технологических решений, имеющий значение для развития, угасания или зарождения нового тренда;
- формат – это вид межличностных отношений, технология социального взаимодействия;
- угроза – это процесс или событие на тренде, а также существенное следствие технологии, которое может оказать негативное влияние на разные сущности или явления на карте времени;
- дорожная карта – это визуальный образ совместного будущего, включающий ряд ключевых тенденций развития, трендов и событий, технологий и стратегических развилок и точек принятия решений.
Проведение форсайта должно сопровождаться использованием энергии позитивного мышления команды при совместном представлении желаемого будущего, то есть команду изначально настраивают на «плюс», а также эффективное и в правильное последовательности сочетание этапов творческого и аналитического мышления.
Форсайт может быть реализован в одном из следующих форматов:
- сессия – личная встреча участников с обсуждением желаемого будущего. Формирование общего видения или договор о частоте встреч, чтобы перейти от диалога и обмена мнениями к конкретным решениям;
- проект – цикл событий, обладающий частью форсайт-технологий. Результат может быть представлен «дорожной картой», с которой согласны все участники. Остается спланировать ресурсы и сроки на «сессии стратегического планирования»;
- процесс – это полноценный форсайт, в качестве процесса, предшествующий, дополняющий и развивающий любую стратегию. Стратегия формируется на основании форсайта и представляет его результат.