Сущность и особенности образовательных технологий
Образовательные технологии – это технологии, которые включают в себя совокупность методов и средств, представленных в виде упорядоченной системы, направленной на достижение высоких воспитательных и образовательных результатов.
Технология – это комплекс последовательно реализуемых методов и средств, преобразование исходных материалов, направленный на получение ожидаемого результата с заранее заданными параметрами.
Таким образом, технология представляет собой заранее продуманную систему, в которой описано, как и что необходимо выполнить, в какой последовательности и с использованием каких методов и средств, чтобы получить ожидаемый результат.
Структура образовательной технологии представляет собой упорядоченную систему приемов, способов и шагов, последовательность выполнения которых направлена на обеспечение решения задач по воспитанию, обучению и развитию учащихся. Деятельность в рамках образовательной технологии, представляет собой их последовательное и процедурное воплощение.
Современные образовательные технологии ориентированы на модернизацию системы образования посредством индивидуализации, дистанционности и вариативности обучения, повышения академической мобильности учащихся вне зависимости от их возраста.
В настоящее время в школах используется достаточно широкий спектр образовательных технологии, которые представлены как готовыми технологиями, адаптированными педагогами, так и авторскими технологиями, разработанными специально для конкретной школы и даже конкретного класса.
Сущность современных образовательных технологий заключается в том, что они направлены на изменение способа и характера образования, его совершенствование и повышение результативности. Так, наряду с развитием у учащихся умственного потенциала, технологии предусматривают и личностное развитие детей. Меняется отношение и к роли педагога с учащимися в процессе обучения, они становятся равноправными его участниками, а взаимодействие основано на уважении и доверии.
Актуальные образовательные технологии
В настоящее время в соответствии с ФГОС ООО наиболее актуальными и востребованными являются следующие технологии:
- Информационно-коммуникационные технологии – направлены на формирование у учащихся информационно-коммуникационной грамотности. Ожидаемый результат технологии – развитие у учащихся умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, работать с различными видами источников информации, выделять главное из общего, систематизировать информацию и представлять ее в необходимом формате. Учебные занятия, которые организованы с помощью информационных технологий, не только интересны детям, но обладают большей эффективностью. Это связано с тем, что технология предоставляет больше наглядностей, позволяющих лучше усвоить учебный материал. Кроме того, информационные технологии обеспечивают индивидуальность образования
- Технологии развития критического мышления – направлена на выработку мышления, которое помогает относиться к любым утверждениям критически, то есть не воспринимать их на веру. Такое мышление заставляет учащихся осуществлять самостоятельный поиск учебной и научной информации, стимулирует на поиск доказательств или опровержений. То есть основной целью технологии является обучение детей мыслить самостоятельно, осмысливать услышанное, находить главное, систематизировать полученную информацию, правдиво передавать данную информацию другим.
- Проектные технологии – это технологии, нацеленные на стимулирование у учащихся интереса к определенных научным и жизненным проблемам, решение которых предполагает овладение определенными знаниями через организованную проектную деятельность. Проектная деятельность, направлена на решение поставленных задач (проблем), в процессе решения которых учащиеся самостоятельно получают новые знания и умения.
- Технологии развивающего обучения – основаны на предложенной Л.С. Выготским «зоне ближайшего развития». Замысел технологии состоит в том, что все знания, получаемые учащимися делятся на три вида – то что уже знает ученик, то что не знает ученик и то что находится между знанием и незнанием. Именно второй вид является фундаментом всей технологии, на развитие этих знаний следует обратить особое внимание педагогу. Развитие осуществляется посредством проблемного обучения, ценность которого состоит в том, что учащимся дают знания, которые немного выше имеющихся у них знаний. Это стимулирует детей на дальнейшее обучения, получение новых знаний, расширение имеющихся.
- Здоровьесберегающие технологии – направлена на обеспечение учащимся возможности сохранить и укрепить собственное здоровье, сформировать навыки ЗОЖ и выработать потребность в ежедневных занятиях физической культурой. В рамках данной технологии у детей формируют и развивают необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и учат применять их в своей повседневной жизни.
Значимость образовательных технологий в современном обществе
Изменения, происходящие в современной системе российского образования, направлены на повышение эффективности усвоения учебного материала и повышение качества предоставляемого образования. Это обусловлено возросшими потребностями со стороны в общества в подготовке подрастающего поколения. Основной потребностью является не просто усвоение детьми определенных знаний и умений, а развитие личности, ее созидательных и познавательных способностей. С данными задачами призваны справиться образовательные технологии, имеющие для этого все необходимые ресурсы.
Требования современного общества таковы, что образовательные организации должны сформировать целостные универсальные системы, направленные на своевременное и всестороннее развитие человека. Повышение качества образования необходимо осуществить не за счет нагрузки на педагогических работников, а за счет совершенствования используемых методов, средств и форм обучения.
Использование современных образовательных технологий позволяет решить широкий спектр воспитательных и образовательных задач, сформировать у учащихся необходимой готовности и самостоятельности к познанию окружающего его мира.
Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение новых современных образовательных технологий