Понятие, цели и задачи здоровьесберегающих образовательных технологий
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это искусство, направленное на обучение и воспитание детей способных сохранять и укреплять свое здоровье, имеющих привычку жить по правилам ЗОЖ.
Общая цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить необходимые условия для приобретения детьми знаний, умений и навыков по ЗОЖ, а также научить детей пользоваться данными знаниями в повседневной жизни.
Помимо общей цели выделяют ряд дополнительных целей, на которые ориентируется педагог в процесс реализации здоровьесберегающих технологий:
- Применительно к детям: обеспечение высокого уровня воспитания культуры здоровья и осознанного отношения ребенка к его сохранению.
- Применительно к взрослым: осуществление полноценного содействия становления и развития культуры здоровья у взрослых посредством их просвещения.
Задачами здоровьесберегающих образовательных технологий как одного из основных факторов обеспечения качества образования являются:
- Выполнение государственного заказа по воспитанию разносторонне развитой и полноценной личности.
- Формирование у каждого ребенка ответственного отношения к собственному здоровью.
- Формирование умения поддерживать и сохранять свое здоровье.
- Организация образовательного процесса, таким образом, чтобы удовлетворять индивидуальные потребности в познании каждого ребенка.
- Создание условий по обеспечению сохранения психофизического здоровья всех участников педагогического процесса.
- Точное понимание каждым ребенком цели и конечного результата обучения.
Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии представляют собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных компонентов, направленных на развитие понимания и значения ЗОЖ у детей.
Свойства и элементы здоровьесберегающих образовательных технологий
Основные элементы здоровьесберегающих образовательных технологий связаны со следующими видами деятельности:
- Включение здоровьесберегающих образовательных технологий в все формы образовательного процесса.
- Создание оптимальных условий для эффективного внедрения здоровьесберегающих технологий в процесс обучения.
- Осуществление координации и управления за реализацией внедрения технологий в образовательный процесс.
- Осуществление периодического контроля за выполнением внедренных технологий и эффективности получаемых от их внедрения результатов.
Одним из важных свойств технологии здоровьесбережения является ее оптимальность.
Здоровьесберегающая образовательная технология будет оптимальной, если ее использование:
- Способствует достижением каждого ребенка необходимого уровня знаний о собственном здоровье.
- Знания, преподносимые в рамках технологии, научно обоснованы, но при этом понятны каждому ребенку.
- Результаты внедрения технологии, как промежуточные, так и конечные показывают положительный эффект.
Таким образом, только тогда можно сказать, что внедрение здоровьесберегающей образовательной технологии эффективно, если при его реализации решаются вопросы и задачи по сохранению здоровья как детей, так и взрослых.
Формы здоровьесберегающих образовательных технологий
Здоровьесберегающие образовательные технологии в образовательном процессе осуществляется в различных формах:
- Медико-профилактическая форма обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала образовательного учреждения в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
Физкультурно-оздоровительная форма направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Задачи этой деятельности:
- Оздоровительные: закаливание, укрепление опорно-двигательного аппарата, сохранение осанки, повышение функциональных возможностей вегетативных органов, развитие двигательных способностей.
- Образовательные задачи: формирование основных двигательных умений и навыков; общее физического развитие; формирование и развитие устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
- Воспитательные задачи: воспитание морально-волевых качеств личности; умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитания.
- Несмотря на то, что перечисленные задачи являются самостоятельными, однако они взаимосвязаны между собой, и решение их должно осуществляться комплексно.
Спортивно-досуговая форма направлена на приобщение детей к занятиям физической культурой, потребности заниматься ими ежедневно (зарядка, пробежка и т.д.). Достигается посредством спортивных праздников, соревнования, спортивными кружками и т.п.
- Образовательная здоровьесберегающая форма. Данная форма направлена на воспитание у детей валеологической культуры, предусматривающей формирование у детей культуры здоровья, накопления знаний о своем организме и влиянии физических упражнений на его сохранение и укрепление.
- Социально-психологическая форма. Предусматривает обеспечение эмоционального комфорта в процессе общения со сверстниками в коллективе, а также со взрослыми в рамках занятий физической культурой и спортом.
- Информационно-просветительская форма включает в себя работу с семьей и персоналом образовательного учреждения. Основная задача осуществлять необходимо информирование взрослых, окружающих ребенка, об особенностях его развития, правилах воспитания в детях потребности в ЗОЖ.
На сегодняшний день существует несколько форм реализации здоровьесберегающих образовательных технологий в рамках воспитательно-образовательного процесса. Каждое образовательное учреждение самостоятельно решает, какая из форм будет наиболее оптимальна и эффективна для повышения качества образования детей. Однако необходимо отметить, что применение данных форм будет максимально эффективным при их использовании в комплексе.