Образовательная программа для детей дошкольного возраста – это нормативный документ, который представляет собой план построения образовательного процесса и индивидуализации образовательного маршрута, направленного на достижение стандартов в образовании детей дошкольного возраста с различными образовательными возможностями.
Образовательный процесс в ДОУ построен на основании любви к детям, уважении детской индивидуальности, учета готовности ребенка к освоению необходимых знаний, умений и навыков, а также на исключении насилия и принуждения по отношению к личности ребенка.
Программы «Истоки», «Радуга», «Детство»
Программа «Истоки» - это программа, разработанная под руководством авторского коллектива научных сотрудников центра «Дошкольное детство», им. А.В. Запорожца под руководством доктора педагогических наук Л.А. Парамоновой.
Основная цель Программы «Истоки» - формирование полноценной и всесторонне развитой личности ребенка дошкольного возраста, развитие у него универсальных творческих способностей в соответствии с его возрастными возможностями и потребностями.
Программа «Истоки» рассчитана на детей в возрасте от рождения до 7-ми лет.
Программа «Истоки» целостно определяет характер и содержание современного воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, который направлен на развитие личностной культуры ребенка-дошкольника.
Основным принципом Программы «Истоки» является гуманная педагогика, подразумевающая диалог между:
- ребенком и взрослым,
- детьми,
- педагогом и родителями,
- педагогами.
Программа «Радуга» - это программа, разработанная для ДОУ Е.В. Соловьёвым, совместно с радом авторов-разработчиков (Т.Н. Дронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.).
Программа «Радуга» является первой комплексной программой, которая открывает путь современным вариативным образовательным программам для детей дошкольного возраста, пришедшим на смену Типовой образовательной программе.
Основная цель Программы «Радуга» - сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, оказание помощи каждому дошкольнику прожить дошкольное детство с радостью и пользой, а также обеспечить своевременное и полноценное психическое развитие воспитанникам, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В настоящее время Программа «Радуга» является единственной Программой, которая охватывает весь комплекс проблем, связанных с обеспечением необходимых условий по сохранению здоровья дошкольников, их успешного воспитания, обучения и развития.
Программа «Радуга» рассчитана на детей в возрасте от 2-х до 7-ми лет.
Программа «Детство» - это программа, которая была разработана коллективом педагогов кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.
Основная цель Программы «Детство» - обеспечение необходимых условий для полноценного развития личности ребенка дошкольного возраста.
Программа «Детство» была разработана на основании достижений современной и классической дошкольной педагогики. Обучение детей по данной Программе, направлено на углубление и систематизацию полученных знаний, а также получение необходимого жизненного опыта. Количество занятий по Программе «Детство» и их продолжительность не регламентированы, педагог должен определить это самостоятельно, исходя из возможностей и потребностей воспитанников.
Программы «Кроха» и «Детский сад 2100»
Программа «Кроха» - это программа, разработанная специально для воспитания, обучения и развития детей от рождения до 3-х лет, под руководством авторов Д.В. Сергеевой, Г.Г. Григорьевской, Н.П. Кочетовой и ряда других.
Основная цель Программы «Кроха» - обеспечение комплексного воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет.
Программа «Кроха» основана на гуманистических идеях и семейных ценностях. Она предполагает разноуровневый и индивидуально-дифференцированный подход к ребенку раннего возраста. Основной Программы «Кроха» является развитие у детей личностных качеств, на основании уважительного отношения к его потребностям, интересам и желаниям.
Программа «Детский сад 2100» - это программа, разработанная авторским коллективом, направлена на решение непрерывности дошкольного и школьного образования.
Цель Программы «Детский сад 2100» - реализация принципа преемственности между детским садом и школой, обеспечение развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Программа «Детский сад 2100» реализуется в рамках концепции Образовательной система «Школа 2100». Направлена на синхронизацию процессов воспитания, обучения и развития детей на всех ступенях образования. Данная Программа предусматривает всестороннее и своевременное развитие детей-дошкольников, формирование у них представлений об окружающем мире и фундаментальных основ знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Программа «Развитие» и «Программа воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой
Программа «Развитие» - это программа, разработанная сотрудниками Учебного центра Л.А. Венгера, направленная на сохранение самоценности дошкольного детства и перехода к гуманистическому пониманию значимости дошкольного периода развития ребенка.
Основой Программы «Развитие» является личностно-ориентированная модель воспитания, предусматривающая создание взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками, предусматривающих сотрудничество и партнерство.
Цель Программы «Развитие» - развитие художественных и умственных способностей детей дошкольного возраста, а также развитие специфических видов деятельности.
Задачи Программы «Развитие»:
- Развитие у детей дошкольного возраста сенсорных способностей, усвоение основных символов, которые будут являться предпосылками для дальнейшего успешного развития способностей ребенка.
- Развитие у детей дошкольного возраста эмоционального отклика на художественные произведения.
- Развитие логического мышления, умения самостоятельно анализировать ситуации и разрабатывать планы по их разрешению.
«Программа воспитания и обучения детей в детском саду» М. А. Васильевой – это программа, разработанная авторским коллективом, под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой и Т.С. Комаровой, предусматривающая всестороннее развивающее обучение детей дошкольного возраста. [/Определение]
Ведущие цели Программы М.А. Васильевой – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
В основе Программы М.А. Васильевой заложен принцип развивающего обучения, предложенный Л.С. Выготским.
Программа М.А. Васильевой разработана для детей от рождения до 7-ми лет.