Особенности образовательного пространства
Специальные законопроекты регламентируют в государстве образовательную деятельность, определяя характеристики и форму явлений, которые связывают общество с образовательной средой, то есть, образовательное пространство и образовательную среду. Образовательная среда - это элемент государственного социально-культурного пространства, который является территорией содействия образовательной системы и ее элементов, образовательной основы и субъектов образования.
Образовательная среда состоит из трех уровней:
- федеральный (государственный);
- региональный (республики, области, находящиеся в составе государства);
- образовательные учреждения и их подразделения
Образовательное пространство является одной из основных составляющих социальной среды человека, оно оказывает значимое влияние на его становление как личности. Важным является организация образовательного процесса, содержание деятельности образовательных институтов.
Болонское соглашение и другие международные проекты
В 1999 году между странами, входящими в Европейский Союз, было заключено Болонское соглашение. В рамках этого соглашения осуществляется международная интеграция образования. Цель данного соглашения - в создании общей системы высшего образования и общего европейского образовательного пространства.
В 2001 году в городе Саламанка, была создана Ассоциация Европейских университетов, в которой зафиксированы следующие положения:
- защита независимости университетов;
- большой выбор предоставляемых ими образовательных программ;
- поддержка в развитии и содержании программ в научных исследованиях, так как исследования - это движущая сила высшего профессионального образования;
- прозрачность деятельности и функций университетов;
- обеспечение высочайшего уровня образования;
- совместимость предоставляемого образования с требованиями рынка труда.
В 2003 году Российская Федерация приобщилась к Болонскому соглашению. Санкт-Петербургское сообщество ректоров и Комитет Государственного совета "Яблоко" выступили инициаторами вступления в данное соглашение. Присоединение государства к Болонскому соглашению, позволяет повысить ликвидность субъектов образовательного пространства, а также заинтересовать иностранных студентов надежным характером государственного высшего образования.
Несмотря на присоединение России к Болонскому соглашению, у данной реформы находится немало противников. Наибольшие опасения вызывает вероятность внушительного увеличения оттока педагогов высших учебных заведений и высококлассных специалистов за границу, так как в Европейском Союзе уровень оплаты труда гораздо выше. Происходит и существенное поднятие стоимости образования в России для коренных граждан из-за большого наплыва иностранных студентов. Пока данные проблемы официально в государстве не рассматриваются.
Международное образовательное пространство является полиструктурным: ему присущи организационная и пространственная структуры.
В разрешении проблем международного образования значительную ценность приобретают мощные международные программы и проекты, так как они по мере необходимости предполагают содействие многих образовательных систем.
Наиболее крупные международные проекты:
- ЭРАЗМУС. Целью данного проекта является обеспечение мобильности студентов Европейского Совета, то есть около 10% студентов проходят обучение в высшем учебном заведении иного европейского государства;
- ЛИНГВА. Данный проект рассчитан на углубленное изучение иностранных языков, начиная с младших классов;
- ЭВРИКА. Данный проект призван координировать студенческие исследования вместе с государствами Восточной Европы;
- ЭСПРИТ осуществляет концентрирование стараний европейских университетов, компьютерных фирм, НИИ на создании новых информационных технологий;
- ЕИПДАС - программа в сфере усовершенствования управления образованием в арабских государствах;
- ТЕМПУС - общеевропейская программа, ориентированная на формирование ликвидности образования университетов;
- ИРИС. Это система проектов, которые направлены на увеличение ресурсов профессионального образования женского населения.
Международное образовательное пространство
Международное образовательное пространство включает в себя национальные образовательные системы различных типов и уровней, разительно отличающихся культурными и философскими тенденциями, уровнем приоритетов и заданий. Из этого следует, что современное международное образовательное пространство это формирующийся единый организм, в образовательной системе которого заложены глобальные тенденции и сохранение разнообразия.
В странах АТР сложилась высокоразвитая система высшего образования. Например, в Корее около половины из общего числа выпускников средних школ поступают в университеты. Более 30% школьников Тайваня идут учиться в университеты. В Германии 18% школьников поступают в ВУЗы, в Италии - 25%, в Англии - 7%. На сегодняшний день практически каждый третий иностранный студент является выходцем из стран АТР.
В странах Латинской Америки наблюдается медленное снижение уровня неграмотности, распространяется начальное образование, развивается система высшего образования. Развитие образования имеет массовый характер.
Аргентина и Бразилия давно ориентированы на американскую модель образования. Коста-Рика и Мексика ищут иные пути формирования образовательной системы, основываясь на тесном контакте с Европой. Растущая сеть, так называемых, открытых университетов тоже способствует уменьшению влияния США. Данные университеты работают на базе университетов Бразилии, Национального автономного университета в Мексике, при университетах Колумбии и Коста-Рики. Страны Латинской Америки, в частности, Чили и Мексика, в вопросах культуры и образования налаживают сотрудничество со странами Азиатско-тихоокеанского региона и Японией.