Понятие дошкольного образования
В современной педагогике образование понимается в качестве процесса и результата, позволяющего приобщить человека к разнообразным знаниям об окружающей действительности, нравственным ценностям, социальному и общественному опыту, которые накоплены предшествующим поколением.
В понятие дошкольного образования включается процесс воспитания, обучения и развития детей от $2$ месяцев до $7$ лет, а также осуществление присмотра за детьми, ухода и их оздоровления.
Система дошкольного образования реализуется в дошкольных образовательных организациях и в условиях семьи и представляет собой обеспечение разностороннего, целенаправленного, функционально единого процесса воспитания и обучения, способствующего обеспечению физического и психического развития детей, своевременного перехода их на следующую ступень образовательной системы.
В процессе осуществления дошкольного образования формируется общая культура детей дошкольного возраста, развиваются физические, интеллектуальные, нравственные, эстетические и личностные качества детей, формируются предпосылки учебной деятельности, сохраняется и укрепляется здоровье воспитанников.
Основные принципы дошкольного образования
В качестве основных принципов осуществления дошкольного образования можно выделить следующие:
- обеспечение полноценности проживания детьми всех этапов дошкольного детства;
- образовательная деятельность планируется и реализуется в строгом соответствии с индивидуальными особенностями детей, при этом поощряется активность дошкольников в выборе содержания образования;
- организация сотрудничества дошкольников и взрослых, когда ребёнок является полноценным участником воспитательно-образовательного процесса;
- взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи;
- ознакомление дошкольников с социокультурными нормами, семейными традициями, а также общественными и государственными обычаями, традициями;
- содействие в формировании познавательного интереса и познавательных действий при организации различных видов деятельности;
- принцип соответствия (условия, требования, методы реализуются в строгом соответствии в возрастными и индивидуальными особенностями развития).
Цель и задачи дошкольного образования
Дошкольное образование в современной системе образования выделено в качестве первого звена.
Основной целью дошкольного образования является обеспечение всестороннего развития дошкольника.
В задачи дошкольного образования входит:
- Обеспечение охраны жизни и здоровья, физического развития детей.
- Реализация развития детей (индивидуальное, социально-личностное, художественно-эстетическое).
- Осуществление коррекционно-развивающего обучения детей.
- Организация взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников.
Требования к дошкольному образованию
Успешность дошкольного образования определяется в соответствии с разнообразными критериями, среди которых могут быть выделены следующие:
- достаточный уровень сформированности вычислительных, графических навыков, навыков чтения,
- понимание смысла учебной задачи, её осознание,
- умения слушания, запоминания, наблюдения,
- социально-коммуникативные навыки,
- высокий уровень самоконтроля и самооценки.
Дошкольное образование необязательно, но в современной литературе подчёркивается важная его роль в личностном, физическом, интеллектуальном, эмоциональном, коммуникативном развитии ребёнка.