Классный руководитель и воспитательная деятельность
Классный руководитель – это профессиональный педагог, выступающий в качестве духовного посредника между обществом и ребенком в процессе освоения им культурных норм, накопленных человечеством, а также организующий структуру отношений посредством разнообразных типов воспитательной деятельности, создающих условия для личностного самовыражения каждого ученика и развития его личности, сохранив при этом неповторимость и раскрыв его потенциальные способности, защищая интересы детства.
В первую очередь, хороший классный руководитель является высоконравственным человеком, честным и справедливым, порядочным во всех своих мыслях и поступках. Он любит и уважает каждого из своих учеников, относясь к ним с заботой, вниманием и доброжелательностью.
Классный руководитель выступает ближайшим и непосредственным воспитателем и наставником учеников. Именно занимается организацией и направлением воспитательной деятельности в классе, объединяя воспитательные усилия учителя, родителя и социума, организовывая воспитательную работы внутри своего класса. В работе классного руководителя органично сочетается идейно-воспитательная, организационная и административная функции. Классный руководитель проявляет заботу о всестороннем развитии каждого ребенка и укреплении дисциплины внутри классного коллектива.
Целями работы классного руководителя выступают:
- создать условия для личностно развития каждого ребенка;
- воспитать и развить свободную, талантливую и физически здоровую личность, обогащенную научными знаниями, готовую к осуществлению трудовой деятельности и нравственному поведению;
- воспитать активного, инициативного человека, способного постоянно самосовершенствоваться;
- формировать разносторонне развитую личность, обладающую высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими и нравственными качествами, а также культурой физического здоровью, стремящейся к самореализации и профессиональному самоопределению.
Для этого необходимо решить ряд задач:
- создать максимально комфортные условия для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основании изучения личности каждого ученика, их интересов, стремлений и желаний;
- создать комфортный психологический климат в классе для детей и их родителей;
- развивать творческие способности учеников.
Основная цель деятельности классного руководителя – воспитать учеников и сплотить их в дружеский коллектив.
Классный руководитель только частично занимается непосредственной организацией детской жизни и деятельности. Значительно большая роль в этом плане отведена родителям, учителям-предметникам, наставникам, мастерам, руководителям кружков, секций, студий, организующих быт, учебный и общественно-полезный труд.
Функции классного руководителя
Работа классного руководителя представляет целенаправленную, системную, планируемую деятельность, базирующуюся на программе воспитания всего образовательного учреждения, анализе предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденциях общественной жизни, а также на личностно-ориентированного подходе, учитывая актуальные задачи, стоящие перед педагогическим коллективом школы.
В первую очередь деятельность классного руководителя направлена на работу с учениками всего класса.
Он формирует мотивацию к учению у каждого отдельного ученика, изучает его возрастные и индивидуальные особенности, необходимые для развития и стимулирования познавательных интересов; посредством разнообразных форм и методов индивидуальной работы, создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности и пр.
Важнейшими функциями классного руководителя являются:
- развивать познавательные интересы и способности учеников;
- ориентировать их в мире профессий;
- заботиться об охране здоровья учеников.
Также классный руководитель занимается организацией своевременной помощи отстающим учащимся, организует работу классного коллектива в общественно полезной деятельности и важнейших общешкольных мероприятиях. Классный руководитель не перестает взаимодействовать со своим классом после окончания урока.
К основным качествам классного руководителя относят коммуникативную идейность, общественную активность, нравственную зрелость. Этими качествами должен обладать каждый педагог, так как он воспитывает учеников не только словами, но и своим примером и поведением. Также классный руководитель должен быть увлечен своей профессией, гуманно относиться к детям, обладать высокой требовательностью к себе и своим ученикам. Так же классный руководитель должен быть коммуникабельным и вежливым в общении.
На эффективность и качество воспитательной работы классного руководителя влияет систематическая работа, направленная на повышение их квалификации. Чтобы хорошо воспитать учеников, классный руководитель должен быть сам хорошо воспитан и образован, должен постоянно пополнять и совершенствовать свои знания и педагогическое мастерство.
Классный руководитель сегодня – это педагог, который организует, координирует и проводит внеурочную воспитательную работу в закрепленном за ним классе.
Педагогическая умелость является основой профессионализма классного руководителя, без которой невозможно представить работу в школе. Она основана на достаточно обширной теоретической и практической подготовке классного руководителя.
Современный классный руководитель должен быть тонким психологом и умелым педагогом. Обладая теоретическими познаниями и педагогической интуицией, он может легко входить в контакт с учениками и родителями, организует совместную деятельности в школе и за ее пределами, обладая искусством прямого и косвенного управления мыслями, чувствами и волей учащихся.