Система комплексной безопасности общеобразовательных учреждений
Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, которые осуществляются при взаимодействии с органами местного самоуправления, иными вспомогательными службами, а также общественными организациями, с целью обеспечение его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся осуществлять рациональные действия в чрезвычайных ситуациях.
Из-за возросшего числа опасных и чрезвычайных ситуаций в последние годы формирование культуры безопасности общего и профессионального образования стала важнейшей задачей. Многочисленные планы, дорогостоящие технические средства, вооруженная охрана не снижают последствия чрезвычайных ситуаций, если сами ученики, учителя и персонал не готовы осуществлять правильные действия.
Обучение таким действиям осуществляется не как разовая компания, а как систематическое преподавание курсов ОБЖ в полном соответствии с решениями Правительства и МЧС России по данному вопросу.
Опасные и чрезвычайные ситуации подразделяют на несколько типов в зависимости от источника возникновения и характера действующего фактора:
- природные;
- социально-биологические;
- техногенные;
- социальные.
На основании сказанного, может возникнуть несколько типов угроз, происшествий и опасностей:
- социально-политические, включают массовые беспорядки и нарушения общественного порядка, религиозный и международный экстремизм и терроризм;
- военные угрозы;
- социально-криминальные: проявления экстремизма, взрывы и поджоги, угроза терактов, захват заложников и пр.;
- техногенные и социально-техногенные: включает транспортные аварии, взрывы и пожары, а также выброс сильнодействующих ядовитых и химически опасных веществ, радиоактивных веществ, биологически опасных веществ, а также аварии на электроэнергетических системах, теплоэнергетических системах и системах жизнеобеспечения;
- природные и социально-природные – включают стихийные бедствия и эпидемии
Меры обеспечения безопасности образовательного учреждения
В общеобразовательном учреждении, в частности в школе, необходимо с целью обеспечения безопасности:
- изучать типы и причины опасностей, умение предсказывать из возникновение в любом месте в любой момент времени. Также необходимо освоить способы действия по нейтрализации и преодолению опасностей;
- проводить тренировки, чтобы накопить практические навыки.
Основываясь на этом, можно сделать вывод, что работа идет в трех направлениях:
- приобретать новые знания;
- формировать теоретические умения;
- формировпать практические навыки.
Необходимо проводить плановую работу по антитеррористической защищенности, в первую очередь должен быть разработан «Паспорт безопасности», а также организована профессиональная охрана объекта и территории.
В задачи охраны входит:
- физически охранять и контролировать объект с целью своевременно обнаружить и предотвратить опасные проявления и ситуации;
- обеспечивать контроль-пропускной режим, исключающий возможность несанкционированного проникновения на объект граждан и техники, защищать персонал и учеников от насильственных действий в школе и на ее окрестной территории;
- обеспечивать оснащенность инженерно-техническим оборудованием с целью слеживания за концентрацией отравляющих веществ, отслеживания проникновения посторонних людей и пр.
Далее проводят плановую работу по гражданской обороне, следят за выполнением норм пожарной безопасности, за соблюдением норм охраны труда и техники безопасности, за выполнением требований электробезопасности.
Также проводят профилактику правонарушений, включая изучение правил дорожного движения. Предотвращают проникновение в школу наркотических и психотропных веществ, рассказывают, как следует оказывать первую медицинскую помощь.
Комплексная безопасность школы может быть достигнута через реализацию специально разработанной системы мер и мероприятий правового, организационного, технического, психолого-педагогического, кадрового и финансового характера.
Основываясь на положениях общей теории безопасности, комплексная безопасность образовательной организации, как цель достижения безопасности, достигается через развитие у руководства и педагогического состава, рядя важных качеств:
- осознание социальной значимости своей профессии и ответственность за безопасность школы со стороны руководства, педагогического состава, учеников и персонала;
- принципиальность и бескомпромиссность, противодействующие преступности;
- безупречное личное поведение на работе и в повседневной жизни;
- честность, забота о своей репутации и профессиональной чести;
- дисциплинированность, исполнительность, взаимопомощь, профессиональная солидарность, морально-психологическая готовность действовать в опасных и экстремальных ситуациях, способность рисковать в разумных пределах;
- постоянно совершенствовать профессиональное мастерство, расширять интеллектуальный кругозор, творчески осваивать служебный опыт.
Чтобы достичь полноценную комплексную безопасность школы, необходимо выполнять следующий алгоритм деятельности руководителя школы и выполнение определенного алгоритма действий руководителем школы и заместителем руководителя по обеспечению безопасности:
- изучить ситуацию, то есть оперативную обстановку, складывающуюся на каждом направлении опасной или чрезвычайной ситуации в школе;
- уяснить компетенции и правовые, то есть юридические основания своей деятельности;
- заблаговременно планировать работу по всем обозначенным направлениям обеспечения безопасности, отрабатывать все необходимые организационно-правовые документы.