Социальная педагогика – это одна из отраслей педагогического знания, занимающаяся исследованием проблем взаимоотношений общества и человека в их различных аспектах взаимодействия.
Объект и предмет исследования социальной педагогики
В качестве объекта исследования любой науки, выступает конкретная область реально существующего мира и реальной действительности.
Предметом же является результат, полученный путем теоретического абстрагирования, который позволяет ученым выделять определенные стороны, закономерности функционирования и развития исследуемого объекта.
Таким образом, объект наук – это определенный фрагмент объективной реальности, а предмет – это результат ее осмысления.
Необходимо отметить, что иногда один и тот же объект может изучаться одновременно несколькими различными науками. Например, человек является объектом исследования таких наук как биология, философия, психология, педагогика, антропология, социология и ряда других.
Однако, несмотря на то, что объект у научных дисциплин может быть один, предмет у них разный. Например, объект исследования педагогики – человек. Предмет исследования педагогики – закономерности обучения и воспитания личности.
Объект и предмет исследования социальной педагогики
Для того, чтобы понять, что выступает в качестве объекта и предмета исследования социальной педагогики, необходимо рассмотреть, что включено в содержание понятия «социальная педагогика».
Социальная педагогика – это понятие, которое включает в себя два взаимосвязанных слова, которые объединены между собой общим значением. Данное объединение не случайно, оно связано с процессами интеграции и дифференциации в науке.
С появлением новых знаний и расширением их сферы проникновения в реальную жизнь, появлением новых проблем и потребностей общества наблюдаются не просто дифференциации новых наук, но и их специализация. Довольно часто от крупной основной науки отделяются науки, занимающиеся изучением и рассмотрением частных проблем. С течением времени данные науки расширяются. Так же возможно и слияние нескольких небольших наук, которые объединяются с исследования определенного объекта, но с разных точек зрения. Например, на стыке педагогики и социологии образовалась социальная педагогика. В результате слияния педагогики и философии появилась философия образования.
Специфика социальной педагогики определяется словом «социальная»
Объектом социальной педагогики выступает процесс социального образования человека во время его социализации на основании всех совокупности его взаимодействия с окружающими в социуме людьми.
Наибольшее значение в определении объекта социальной педагогики занимает социум, который несет в себе конкретный педагогический потенциал, выступающий основным средством социального образования людей. Это связано с тем, что в последнее время большое значение отдается приоритету образования, понимания его как целенаправленного педагогического процесса социального обучения и воспитания, в интересах человека, общества и государства.
Предметом социальной педагогики выступает социально-педагогический процесс, представленный социальным обучением, социальным воспитанием и социальным развитием, который возникает в результате взаимодействия человека и окружающего его социума, отражающий всю сущность изменений индивида и социума, в условиях социализации конкретной личности. Например, социолог, занимающийся определением готовности системы образования по адаптации людей к окружающему социуму и социальным преобразованиям.
Таким образом, предметом социальной педагогики является социальное воспитание, социальное образования и социальное развитие как единый и целостный социально-педагогической процесс, организуемый целенаправленно в специальных социальных институтах (семья, школа, детский сад и т.д.).
Задачи социальной педагогики
Исходя из предмета и объекта социальной педагогики, ее основными задачами являются:
- Социально-педагогическое обеспечение эффективного процесса социализации каждого человека и гармоничного использования его возможностей в рамках социума.
- Исследование педагогических возможностей личности человека и социума, в котором она существует.
- Изучением методов и форм реализации педагогического потенциала окружающего социума, в процессе социализации личности на каждом этапе ее развития и становления.
- Исследование методов и форм восстановления (развития) утраченного педагогического потенциала, с целью повышения его эффективности и совершенствования его возможностей.
- Исследование педагогического влияния, оказываемого на социальные отношения, возникающие в процессе развития и социализации человека.
- Раскрытие всего многообразия социально-педагогических видов человеческой деятельности и условий ее успешной реализации.
- Совершенствование практики и теории социально-педагогической деятельности, как одного из основных средств реализации потенциала современной социальной педагогики.
- Осуществление преобразования педагогических возможностей современного социума с целью создания максимально благоприятных условий для развития и социализации каждого человека, формирование его конкурентоспособности в обществе.
- Установление связей с иными областями знания и последующая реализация их научного потенциала в разнообразных сферах жизнедеятельности человека и общества.
Помимо указанных выше, к основным задачам, решаемым социальной педагогикой, относят достаточно широкий круг проблем, которые заключаются в:
- разрешение проблем по разработке эффективного инструментария социальной диагностики потенциала современного общества;
- разработка удобных в применении и результативных методов и средств оказания социально-педагогической помощи взрослым и детям, которые оказались в сложной жизненной ситуации;
- разработка и последующее внедрение эффективных социально-педагогических технологий, направленных на успешную социализацию человека в современное общество.