Понятие и функциональная роль социального партнерства ДОУ
Социальное партнерство ДОУ – это система взаимоотношений между дошкольными образовательными заведениями и сторонними институтами, характеризующихся равноправием сторон, строящихся на добровольных началах и осознанном заключении и выполнении коллективных договоров, нацеленных на создание психолого-педагогических и социокультурных условий для воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Система социального партнерства реализуется на основе Федеральных стандартов в области образования. Оно формируется по принципам сотрудничества и взаимодействия между детьми и взрослыми, их взаимоотношениями с окружающим миром.
В ходе социального партнерства происходит решение целей и задач образования. Происходит поиск путей привития детям норм социального взаимодействия и культурного поведения, знакомство с традициями семьи, народа и страны.
Стандарты ФГОС устанавливают порядок социального партнерства дошкольных образовательных заведений с целью решения задач привития норм культуры воспитанникам и создание рациональной системы взаимодействия между педагогическими объединениями и социальными структурами.
Посредством создания системы социального партнерства между дошкольными организациями и иными структурами, реализуется решение воспитательных, образовательных и социальных проблем. Оно помогает превратить дошкольное учреждение в открытую систему, способную взаимодействовать с социальной сферой.
Социальными партнерами дошкольной организации выступают:
- Родители и иные опекуны детей;
- Школы;
- Социальные организации;
- Детские клубы;
- Досуговые центры;
- Библиотеки;
- Творческие организации.
Система социального партнерства базируется на следующих принципах:
- Принцип равноправия сторон;
- Принцип уважения и учета интересов обоих сторон;
- Принцип невмешательства сторон в деятельность друг друга;
- Принцип заинтересованности сторон в реализации договорных отношений;
- Принцип правовой основы реализации партнерства;
- Принцип имения полномочий у социальных партнеров;
- Принцип доверия и взаимной согласованности;
- Принцип регулярности решения проблем и вопросов, относящихся к области социального партнерства;
- Принцип обязательности выполнения договоров;
- Принцип рискованности обоих партнеров;
- Принцип контроля и координации деятельности партнеров в области их выполнения договоров;
- Принцип ответственности сторон за выполнение и невыполнение своих обязательств.
Социальное партнерство способствует повышению качества услуг в сфере образования и повышает уровень реализации стандартов дошкольного обучения.
Типы социального партнерства
Дошкольные организации могут строить социальные связи по разным направлениям. Выделяют следующие основные типы взаимодействия ДОУ с партнерами:
- Заключение разовых договоров. Такое партнерство исключает принцип системности в его построении. Оно предполагает разовое оказание услуг субъектами партнерства, использование ресурсов друг друга, реализацию краткосрочных проектов.
- Реализация системного взаимодействия. Партнерство ориентировано на долгосрочное взаимодействие на основе заключения соответствующих контрактов, реализующееся на базе интенсивного педагогического управления.
- Интегрированное взаимодействие. Этот тип взаимодействия может быть представлен созданием детских объединений, клубов в заведениях образования и культуры.
Нормативная база организации социального партнерства ДОУ
Фундаментом реализации системы социального партнерства дошкольного учреждения выступает Федеральный закон «Об образовании в РФ». Он рассматривает дошкольное учреждение в качестве особого института, который выполняет общественно значимые функции и, деятельность которого ориентируется на достижение целей и задач образования. Дошкольное учреждение представляет особую сферу социальной жизнедеятельности, ориентированную на развитие демократического общества.
Нормативную базу социального партнерства ДОУ составляет, наряду с ФЗ, следующий перечень законов и нормативных актов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый 17.10.2013 года. В нем прописаны основные принципы организации социального партнерства и содействия между детьми и взрослыми в процессе их воспитания и развития, а также порядок организации взаимоотношений ДОУ с физическими и юридическими лицами. Стандарты утверждают правила привития детям дошкольным заведением социальных и культурных норм поведения, традиционной культуры семьи, общества, своего народа и страны. Под регламентом федеральных стандартов реализуется формирование культурного уровня воспитанников, осуществляется построение целесообразной системы взаимодействия педагогического коллектива, объединений педагогов с общественными организациями в общественно значимых целях;
- Санитарно-эпидемиологические правила содержания, построения режима дня, устройства помещений, в которых содержаться дети дошкольного образовательного заведения. Партнерские отношения ДОУ должны протекать в соответствии с правилами и нормами гигиены, утвержденными требованиями СанИп;
- Декларация по правам ребенка. Она содержит десять принципов, по которым должна быть реализована педагогическая работа с детьми, которым должны следовать и партнерские договора дошкольной организации;
- Конституция РФ;
- Семейный кодекс РФ;
- Постановление Правительства РФ «О концепции модернизации российского образования на период до 2020 года»;
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил оказания платных услуг в сфере дошкольного и общего образования»;
- Конвенция о правах ребенка, принятая в 1989 году. Она имеет важное педагогическое значение, поскольку устанавливает порядок организации взаимодействия между детьми и взрослыми, устанавливает нравственные ориентиры таких взаимоотношений, которые лежат в основе социального партнерства и педагогической системы;
- Договор о сотрудничестве. ДОУ заключает договора с партнерами по взаимодействию. Он включает права и обязанности сторон, определяет услуги, оказываемые субъектами партнерства, фиксирует сроки реализации данного сотрудничества и его условия.