Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Нормативно-правовые и этические основы деятельности социального педагога

Определение 1

Социальный педагог – это специалист, основной задачей которого является создание условий, необходимых для успешной адаптации в социуме и общего развития детей, и установление эффективного взаимодействия с образовательным учреждением, членами семьи, сверстниками и т. д.

Социальный педагог занимается установлением интересов и потребностей ребенка, выявлением имеющихся у него отклонений в развитии и поведении. На основании полученной о ребенке информации он выступает в качестве посредника между ребенком и обществом, помогает ему установить благоприятные взаимоотношения с окружающими, избежать конфликтных ситуаций, способствует полноценной реализации его прав и свобод.

Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность социального педагога

Деятельность социального педагога, вне зависимости от вида и типа образовательного учреждения, четко регулируется нормативно-правовыми актами на международном, федеральном и региональном уровнях. В связи с чем, социальный педагог, помимо профессиональных знаний, связанных с его непосредственной деятельностью, должен владеть знаниями, которые включают в себя нормативно-правовую базу его работы.

Нормативно-правовые знания, которыми должен обладать социальный педагог включают в себя: законы, подзаконные акты, постановления, распоряжения, инструкции, социально-правовые и социально-экономические основы собственной профессиональной деятельности, основы деятельности системы учреждений, которые оказывают необходимую помощь детям, подросткам, взрослым.

Профессиональная деятельность социального педагога регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Международными нормативно-правовыми документами:

    • Всеобщей декларацией прав человека
    • Конвенцией ООН о правах ребенка
  2. Федеральными законами Российской Федерации:

    • Конституцией РФ
    • ФЗ «Об образовании»
    • ФЗ «О гарантии защиты прав ребенка»
    • ФЗ «Об охране здоровья граждан»
    • Семейный Кодекс РФ и другие
«Нормативно-правовые и этические основы деятельности социального педагога» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Непосредственно ФЗ «Об образовании» регламентирует следующие направления профессиональной деятельности социального педагога:

  1. Охрана здоровья учащихся (статья 41 ФЗ «Об образовании») – предусматривает профилактику вредных привычек, формирование ЗОЖ, негативного отношения к курению, наркотикам, алкоголю и т.д.
  2. Оказание детям необходимой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи учащимся, которые испытывают трудности с адаптацией в обществе, усвоением образовательных программ и личностном развитии (статья 42 ФЗ «Об образовании») – включает в себя оказание необходимой квалифицированной помощи в виде консультаций, индивидуальных коррекционных и развивающих программ, работы с семьей ребенка, реабилитаций, адаптаций и т.д.
  3. Запрет о продаже несовершеннолетним табачной и алкогольной продукции, а также вовлечение детей в их употребление (ст. 20 ФЗ «Об охране здоровья граждан) – предусматривает запрет продажи несовершеннолетним алкоголя и табака, предложений об их употреблении и т.д.
  4. Запрет на курение табачной продукции на отдельных видах территорий, в помещениях и на объектах (ст. 12 ФЗ «Об охране здоровья граждан»)
  5. Запрет доступа несовершеннолетних к информации, которая может причинить им психический вред, а также вред их развитию (ст. 2 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию») – предусматривает создание условий, которые будут препятствовать свободному доступу детей к запрещенной информации, а также к продукции, которая содержит данную информацию.

Еще один блок, входящий в состав нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность социального педагога, являются разнообразные государственные и региональные программы.

К государственным программам относятся:

  1. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности подрастающего поколения.
  2. Государственная программа России «Развитие системы образования на 2013-2020 года».
  3. Государственные программы России, которые обновляются ежегодно: «Развитие спорта и физической культуры», «Развитие туризма и культуры».
  4. Концепция, которая обновляется и корректируется ежегодно «Общенациональная система выявления и последующего развития молодых талантов России».

Данные нормативно-правовые и законодательные акты, подлежат обязательному размещению на официальном сайте учреждения, в котором социальный педагог осуществляет профессиональную деятельность.

Этические нормы деятельности социального педагога

Помимо нормативно-правовых и законодательных основ к деятельности социального педагога предъявляется и ряд требований, имеющих этический характер.

Основным источником этических основ профессиональной деятельности социального педагога является приказ Mинздравсоцразвития России от 26.08.10 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»».

На основании данного приказа, руководители учреждений разрабатывают и утверждают должностные инструкции для социальных педагогов. Помимо приказа, учитывается специфика деятельности учреждения, основной контингент, с которым приходится работать социальному педагогу и т. д.

На основании приказа этической основой профессиональной деятельности социального педагога являются:

  1. Должностные обязанности – представляют собой комплекс мероприятий, направленных на воспитание, образование, развитие и социальную защиту личности каждого учащегося или воспитанника, по месту их обучения и жительства.
  2. В соответствии с должностными обязанностями социальный педагог выстраивает всю свою профессиональную деятельность, взаимодействие с коллегами, детьми и родителями, подбирает методы, средства и формы работы с учащимися (воспитанниками).
  3. Требования к профессиональным знаниям социального педагога – знания психики ребенка, особенностей его развития, поведения и взаимодействия с окружающими, в зависимости от возраста и уровня развития, а также нормативно-правовые и законодательные основы собственной профессиональной деятельности.
  4. Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика", "Социальная педагогика".
Дата последнего обновления статьи: 29.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot