Социальный педагог – это специалист, основной задачей которого является создание условий, необходимых для успешной адаптации в социуме и общего развития детей, и установление эффективного взаимодействия с образовательным учреждением, членами семьи, сверстниками и т. д.
Социальный педагог занимается установлением интересов и потребностей ребенка, выявлением имеющихся у него отклонений в развитии и поведении. На основании полученной о ребенке информации он выступает в качестве посредника между ребенком и обществом, помогает ему установить благоприятные взаимоотношения с окружающими, избежать конфликтных ситуаций, способствует полноценной реализации его прав и свобод.
Нормативно-правовая документация, регламентирующая деятельность социального педагога
Деятельность социального педагога, вне зависимости от вида и типа образовательного учреждения, четко регулируется нормативно-правовыми актами на международном, федеральном и региональном уровнях. В связи с чем, социальный педагог, помимо профессиональных знаний, связанных с его непосредственной деятельностью, должен владеть знаниями, которые включают в себя нормативно-правовую базу его работы.
Нормативно-правовые знания, которыми должен обладать социальный педагог включают в себя: законы, подзаконные акты, постановления, распоряжения, инструкции, социально-правовые и социально-экономические основы собственной профессиональной деятельности, основы деятельности системы учреждений, которые оказывают необходимую помощь детям, подросткам, взрослым.
Профессиональная деятельность социального педагога регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:
Международными нормативно-правовыми документами:
- Всеобщей декларацией прав человека
- Конвенцией ООН о правах ребенка
Федеральными законами Российской Федерации:
- Конституцией РФ
- ФЗ «Об образовании»
- ФЗ «О гарантии защиты прав ребенка»
- ФЗ «Об охране здоровья граждан»
- Семейный Кодекс РФ и другие
Непосредственно ФЗ «Об образовании» регламентирует следующие направления профессиональной деятельности социального педагога:
- Охрана здоровья учащихся (статья 41 ФЗ «Об образовании») – предусматривает профилактику вредных привычек, формирование ЗОЖ, негативного отношения к курению, наркотикам, алкоголю и т.д.
- Оказание детям необходимой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи учащимся, которые испытывают трудности с адаптацией в обществе, усвоением образовательных программ и личностном развитии (статья 42 ФЗ «Об образовании») – включает в себя оказание необходимой квалифицированной помощи в виде консультаций, индивидуальных коррекционных и развивающих программ, работы с семьей ребенка, реабилитаций, адаптаций и т.д.
- Запрет о продаже несовершеннолетним табачной и алкогольной продукции, а также вовлечение детей в их употребление (ст. 20 ФЗ «Об охране здоровья граждан) – предусматривает запрет продажи несовершеннолетним алкоголя и табака, предложений об их употреблении и т.д.
- Запрет на курение табачной продукции на отдельных видах территорий, в помещениях и на объектах (ст. 12 ФЗ «Об охране здоровья граждан»)
- Запрет доступа несовершеннолетних к информации, которая может причинить им психический вред, а также вред их развитию (ст. 2 ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию») – предусматривает создание условий, которые будут препятствовать свободному доступу детей к запрещенной информации, а также к продукции, которая содержит данную информацию.
Еще один блок, входящий в состав нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность социального педагога, являются разнообразные государственные и региональные программы.
К государственным программам относятся:
- Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности подрастающего поколения.
- Государственная программа России «Развитие системы образования на 2013-2020 года».
- Государственные программы России, которые обновляются ежегодно: «Развитие спорта и физической культуры», «Развитие туризма и культуры».
- Концепция, которая обновляется и корректируется ежегодно «Общенациональная система выявления и последующего развития молодых талантов России».
Данные нормативно-правовые и законодательные акты, подлежат обязательному размещению на официальном сайте учреждения, в котором социальный педагог осуществляет профессиональную деятельность.
Этические нормы деятельности социального педагога
Помимо нормативно-правовых и законодательных основ к деятельности социального педагога предъявляется и ряд требований, имеющих этический характер.
Основным источником этических основ профессиональной деятельности социального педагога является приказ Mинздравсоцразвития России от 26.08.10 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»».
На основании данного приказа, руководители учреждений разрабатывают и утверждают должностные инструкции для социальных педагогов. Помимо приказа, учитывается специфика деятельности учреждения, основной контингент, с которым приходится работать социальному педагогу и т. д.
На основании приказа этической основой профессиональной деятельности социального педагога являются:
- Должностные обязанности – представляют собой комплекс мероприятий, направленных на воспитание, образование, развитие и социальную защиту личности каждого учащегося или воспитанника, по месту их обучения и жительства.
- В соответствии с должностными обязанностями социальный педагог выстраивает всю свою профессиональную деятельность, взаимодействие с коллегами, детьми и родителями, подбирает методы, средства и формы работы с учащимися (воспитанниками).
- Требования к профессиональным знаниям социального педагога – знания психики ребенка, особенностей его развития, поведения и взаимодействия с окружающими, в зависимости от возраста и уровня развития, а также нормативно-правовые и законодательные основы собственной профессиональной деятельности.
- Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика", "Социальная педагогика".