Понятие эстетического воспитания
Эстетическое воспитание развивается в неразрывной связи со всесторонним развитием культурной жизни общества, во всем многообразии его аспектов и широте содержания.
В современном образовании наблюдается комплекс весьма сложных и важных проблем, обусловленных динамичностью научно - технического прогресса, социально-экономических преобразований и социокультурных изменений, которые вызывают процессы модернизации образования как социального института. Анализ общих проблем, существующих в современном мире дает основания говорить, что коренная причина кризисного состояния содержится в самом человеке, в уровне его сознания и развития внутреннего мира. Как считают современные ученые - педагоги, психологи, социологи - решение существующих проблем имеет комплексный характер и зависит как от изменений в подходах к воспитанию и создании благоприятной социокультурной среды, так и от активности самого индивида.
Современная педагогическая наука находится в поиске новых технологий обучения и воспитания подрастающего поколения, предлагает изменения в содержании предметов и в структуре учебных планов, доказывает необходимость гуманизации и гуманитаризации образовательной отрасли как одной из приоритетных в формировании нового человека, который должен чувствовать ответственность не только за свою жизнь, но и за то, что происходит на планете.
В новых социокультурных условиях приобретают актуальность вопросы эстетического воспитания, поскольку,
- во-первых, оно тесно связано с нравственным воспитанием,
- во-вторых, гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые как в творческой деятельности, так и в межличностном общении;
- в-третьих, в процессе эстетического воспитания происходит формирование и развитие эмоционально-чувственной сферы и «эстетического мышления».
Исследуя значение понятия «эстетическое воспитание», мы пришли к выводу, что существуют различные подходы к определению этого понятия.
Понятие эстетического воспитания, эстетических чувств зародились в глубокой древности, сам термин «эстетическое воспитание» первым ввел в обиход Ф. Шиллер.
Роль и значение эстетического воспитания
Анализ педагогического наследия свидетельствует, что ученые считают эстетическое воспитание одной из важных и сложных сторон системы человеческого воспитания. Его значительную роль в формировании личности объясняют тем, что эстетическое воспитание приобщает человека к миру прекрасного, помогает полнее чувствовать, понимать прекрасное в окружающей жизни, ценить произведения настоящего искусства, «облагораживает» народ, развивает в нем свежие, здоровые инстинкты, приучает его отворачиваться от всего грязного и грубого.
Цель эстетического воспитания - расширить познания людей о действительности, сформировать мир их чувств, развить и утвердить идейное, гуманистическое и творческое отношение к жизни. Цель эстетического развития, формирования и воспитания человека заключается в образовании его эстетического отношения к действительности как определяющего социальные качества, что имеет свои функции и проявляется во всех сферах деятельности.
Активная социальная позиция эстетически развитой личности проявляется в борьбе человека за прекрасное в труде, в общественных отношениях, в быту.
Цели и задачи эстетического воспитания
Эстетическое воспитание призвано решать множество разнообразных задач:
- развитие эстетических задатков, способностей, эстетического восприятия,
- удовлетворение художественно - эстетических потребностей,
- воспитание эстетического чувства,
- формирование эстетического идеала и эстетического вкуса.
Исключительно велика роль эстетического воспитания в развитии здоровых, нравственных отношений между людьми.
Художественное воспитание, воспитание способности понимать и правильно оценивать произведения искусства, воспринимать их красоту, формирование и развитие художественно-творческих потребностей и способностей человека выступают важной составляющей эстетического воспитания, поскольку искусство является важнейшей отраслью эстетической деятельности.
Нельзя свести роль искусства в формировании духовного мира человека лишь к какой-либо одной функции - познавательной или моральной, функции общения или удовлетворения эстетических потребностей. Только в совокупности всех своих аспектов искусство осуществляет свою воспитательную функцию, формируя политические, моральные, эстетические убеждения.
Особенность эстетического воспитания заключается в том, что оно предполагает формирование у личности потребности в усовершенствовании окружающего мира, обеспечении личностного принятия общественных ценностей, выработки социально значимого и исторически прогрессивного отношения к жизни, природы, людей, общественных порядков, путей развития человечества.
Важнейшей целью эстетического воспитания является формирование у человека способности получать наслаждение от красоты, умения чувствовать, понимать и создавать прекрасное во всех сферах жизни, развитие эстетического отношения к миру, формирование чувственно-оценочного отношения к явлениям, усвоение эстетических критериев, то есть универсального содержания человеческого опыта, заложенного в языке, литературе, истории, музыке, живописи.
Таким образом, из анализа научной литературы по проблемам эстетики, педагогики и психологии видим, что ученые по-разному подходят к определению понятия «эстетическое воспитание».
Обобщив различные точки зрения, можно сделать вывод, что эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс, включающий в себя систему комплексного, целенаправленного, планомерного и последовательного воздействия на человека со стороны определенных социальных институтов и учреждений на основе единых научно-педагогических принципов, методов и принципов, в результате которого у него возникает мировоззренческая установка на непосредственную творческую оценку действительности и собственной жизни в обществе как проявлений прекрасного и безобразного, возвышенного и низкого, комического и трагического, и других эстетических категорий.