Гуманистический воспитательный идеал по Н. И. Пирогову
Н. И. Пироговым был внесен существенный вклад в разработку идей обучения и воспитания. Идеи педагога оказываются актуальны и применяются по сей день.
Идеи воспитания Н.И. Пирогова сводятся к ориентации на гуманистический подход. Гуманистическая направленность образовательного процесса рассматривалась Пироговым как его неизменный фундамент. Он полагал, что только личностное развитие учащегося, становление его нравственных свойств и гуманистических начал, достижение полноценного гуманистического развития ребенка может быть приоритетной целью педагогической деятельности.
Гуманизация народного образования Н.И. Пирогова сводится в трудах ученого к следующим основополагающим идеям:
- Глубокое раскрытие гуманистического потенциала личности. Пирогов предполагал, что суть человеческого в человеке можно раскрыть в ходе воспитания. Оно должно быть направлено на развитие нравственных ориентаций, убеждений, ценностей и принципов социального поведения. Только осознание необходимости строить свое поведение и деятельность на основе нравственности способствует развитию в человеке гуманистических начал и формирует в каждой личности фундамент общечеловеческих ценностей.
- Гражданская ответственность является приоритетным направлением воспитания гуманистических начал.
- Формирование потребности и осознанного стремления к самовоспитанию. Учащийся должен понять важность этого процесса и осознанно подходить к собственному развитию и саморазвитию. Образовательная система помогает этого достичь.
- Основным условием качественного и продуктивного развития детской личности выступает гуманное отношение к ней т.е. проявление уважения к потребностям, интересам и особенностям развития ребенка. Если ребенка уважают, а не унижают, то развитие отрицательных качеств личности, практически, невозможно.
- Прогресс общества заложен в системе воспитания. От нее зависит, насколько прогрессивно будет развиваться общество, какими темпами и в каких направлениях. Система воспитания должна быть основана на гуманистических началах, пронизана уважением и любовью к детям.
- Направленность на общечеловеческое воспитание. Пирогов утверждал, что каждый ребенок должен стать полноценным человеком, на это должна быть направлена воспитательная деятельность. Необходимо исключить любые различия воспитанников и дать им возможность раскрыться и стать полноценными людьми, независимо от наличия у них определенных склонностей, талантов, потребностей и особенностей.
- Гуманитарное образование – это передача знаний и практического опыта между поколениями, освоение своей истории и культуры. В основе гуманитарного образования лежат гуманитарные науки, которые позволяет развить нравственный потенциал личности и ее нравственные ориентации.
- Воспитание гуманистических начал личности, формирование истинного человека, требует соблюдения ряда условий: наличие интеллектуальных задатков и способностей к мыслительной и чувственной деятельности, обеспечение свободы деятельности ребенка и предоставление свободы выборы для раскрытия данных задатков, а также опора воспитания на религию, которая закладывает нравственный фундамент личности.
- Процесс воспитания выступает единственным способом создания баланса между природным потенциалом ребенка т.е. внутренними факторами его развития и социальными параметрами развития т.е. внешними факторами, влияющими на формирование гуманистических начал личности.
Общественное образование
В своих трудах, Н.И. Пирогов рассматривал вопросы воспитания, обучения и развития, как процессы государственного значения.
Воспитание, по его мнению, является неотделимым компонентом социальной сферы деятельности. именно воспитание определяет направленность социального развития и его тенденции, направляет общество по пути прогресса или регресса.
Общественное воспитание в трудах Пирогова выступало приоритетным направлением его педагогических исследований. Эта идея развивалась ученым в близкой связи с идеей неэффективности сословного образования, существовавшего в стране.
Пирогов верил в силу воспитания, образования и науки. Во всех его трудах, наблюдаются идеи всеобщего образования, развития идей просвещения среди всего населения. Все научно-педагогические труды ученого пронизаны идеей связи и зависимости между воспитанием и развитием социальной среды. Именно воспитание выступает приоритетным средством любых социальных изменений и преобразований, модернизации и развития общества, способствует его переходу на более высокую ступень экономического и духовного развития.
Идеи общественного образования и воспитания были расписаны Н.И. Пироговым в статье «Вопросы жизни». В ней, он затронул наиболее важные и значимые аспекты воспитательной деятельности. Новый взгляд педагога на общественное воспитание и образование принес ученому широкую известность и популярность. Педагогические идеи общественного воспитания, предложенные Пироговым, получили активное практическое использование в педагогической деятельности и продолжают использоваться и в наши дни.
Идея общественного образования и ее защита пронизывает данную статью Пирогова. Он предлагал внедрение новой системы обучения и воспитания т.е. проведение реформ в образовательной сфере.
Основными идеями общественного образования Н.И. Пирогова являются следующие:
- Связи школы и жизни. Школа не ориентирована на подготовку ребенка к реальной жизнедеятельности. Поэтому, требуется пересмотр организации обучения, чтобы устранить развитие конфликтов с реальной жизнью, с которыми сталкиваются все выпускники школ.
- Ориентация обучения на развитие в учащихся благородных гуманистических начал. Необходимо устранить сословное обучение и иные общественные предрассудки, препятствующие развитию потребности в познании и просвещении, а не только материальном обогащении.
- Противопоставление реальной образовательной политике страны идеи общечеловеческого воспитания, ориентированного на подготовку ребенка к реальной социальной жизнедеятельности, социальным взаимоотношениям и социальному взаимодействию.
- Формирование устойчивых социальных потребностей в ходе обучения и воспитания. В процессе воспитания необходимо развить у учащихся потребность в социальном взаимодействии, желание жить и трудиться на благо общества и необходимость выполнения определенных общественных обязанностей.