Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Нарушение лексики у детей с ОНР

Определение 1

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это отклонения в функционировании всех сторон речи при речевых отклонениях у детей с нормально развитым интеллектом и отсутствием иных нарушений.

Основные виды нарушений лексики

Определение 2

Лексика – это совокупность слов языка, посредством которых человек может выражать свои мысли, формировать фразы и предложения, передавать знания о различных объектах или явлениях.

Посредством слов человек обозначает предметы и явления, которые доступны для его понимания. Лексика развивается под влиянием представлений человека об устройстве окружающей действительности: природы и общества.

Общее недоразвитие речи приводит к развитию сложностей с лексикой ребенка. Эти сложности имеют разный характер и степень проявления. Чтобы своевременно выявить лексические нарушения, необходимо знать проявления неверного формирования лексической системы языка. К ним относятся следующие:

  1. Слишком позднее произношение первых слов ребенком. В идеале, ребенок должен начать произносить первые слова в возрасте около одного года или от одного до двухлетнего возраста. Однако, имеются случаи задержки произношения детьми. Первые слова произносятся после двух, а то и четырех лет. Это говорит о нарушениях лексики ребенка;
  2. Застопоривание речевого развития на первых словах. Ребенок может произнести первые слова вовремя, но на этом развитие лексики заканчивается т.е. словарный запас ребенка не расширяется. Ребенок может лепетать, говорить непонятные слова. Это все является отклонением от нормального развития речи и лексики;
  3. Словарный запас ребенка расширяется только за счет существительных. Прилагательные и глаголы не пополняют лексический запас ребенка, что тормозит развитие его речи, из-за невозможности формирования фраз;
  4. Отсутствие связи между словами. Ребенок даже не пытается связать слова между собой, даже при наличии обширного словарного запаса. Так, происходит задержка фразовой речи, которая в идеале должна начать активно развиваться в 1, 5 года;
  5. Употребление существительных только в именительном падеже;
  6. Постоянные замены слов, имеющие близкое значение. Ребенок употребляет слова неточно, потому что имеет ограниченный лексический запас и не понимает значений слов. Это свидетельствует о речевом отклонении;
  7. Если ребенку показать картинку с предметом и попросить его назвать, то, в случае наличия речевого отклонения, ребенок будет некоторое время вспоминать это название. Это касается и ответов на вопросы. Это означает, что слова в памяти ребенка неустойчивы т.е. они не заняли прочных позиций и, потому, ребенок ищет их в своей памяти;
  8. Замена слогов и звуков в словах. Если ребенок нарушает структурное строение слов, причем, не просто упрощает слова, а именно делает замену слогов или произносит не те звуки, то речевое отклонение на лицо.
«Нарушение лексики у детей с ОНР» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Проявление лексических нарушений речи при общем недоразвитии речи детей

Если у ребенка имеется общее недоразвитие речи, то лексика детей имеет некоторые особенности формирования. Они представлены нарушениями, проявляющимися в:

  • ограниченности лексического запаса ребенка;
  • разрывом между активным и пассивным словарем ребенка;
  • ошибочном использовании слов;
  • постоянных заменах слов;
  • затруднениями в актуализации используемых слов.

Лексический запас ребенка, имеющего ОНР, характеризуется бедностью и узостью. Ребенок может не знать элементарных названий предметов, объектов животного мира, цвета, профессии, название частей тела и иных объектов. Если слова имеют обобщенное и отвлеченное значение, то они усваиваются еще сложнее. Прилагательные практически не закрепляются в памяти ребенка, а глаголы запоминаются только те, которые отражают ежедневные действия ребенка.

Дети с ОНР могут сталкиваться с трудностями применения многих слов. Это означает, что их пассивный словарь является достаточно обширным, но применение этих слов на практике вызывает у ребенка большие сложности т.е. активный словарь очень мал.

У детей с ОНР возникают сложности с правильным и точным употреблением слов. Ребенок вполне может применить то или иное слово в конкретной ситуации, но его использование в другом контексте вызывает затруднения. Некоторые слова ребенок может просто не знать, а некоторые применять в неверном смысле. Одни слова ребенок может применять в слишком широком значении, а другие в слишком узком.

Очень частым речевым нарушением лексики ребенка с ОНР является замена слов. Она имеет разнообразные варианты проявления. Например, слова могут заменяться на основании родовых понятий: чайник – чашки, зима-лето, олень-лось и т.д.

Что касается прилагательных, то дети могут заменять их, совершенно не придавая значения реальным признакам предметов, их качествам. Ребенок может заменять слова низкий на маленький, тонкий на длинный и т.д.

Поскольку у детей с ОНР часто, отсутствует понимание действий, то они могут заменять и глаголы узкой специализации на глаголы более общей направленности и недифференцированного значения: чирикает – поет, скачет ¬– бежит, тоскует – скучает и т. д.

Также, дети с ОНР, могут заменять название предметов на иные, которые похожи на них по внешним параметрам, либо выполняют идентичные или сходные функции, слова: обобщающие слова могут быть заменены существительными конкретного значения, некоторые глаголы заменяются существительными, которые ассоциируются у детей с данным действием.

У детей с ОНР лексические замены имеют некоторую вариативность. Дети пытаются воспроизвести верный вариант звучания слова. Дети очень долго ищут слова в своей памяти, прежде чем их произнести. Автоматизированное произношение отсутствует. Преобладает ассоциативное восприятие речи и произношение на его основе.

У детей с ОНР наблюдается искажение звукового строения слова. Ребенок может добавлять в слово звуки, которых в нем нет, заменять звуки местами, пропускать звуки.

Лексическая системность речи у детей с ОНР формируется в более позднем возрастном периоде развития, чем установлено нормой, а также нарушении семантических полей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot