Направления музыкальной деятельности в детском саду
Музыкальная деятельность в детском саду – это разнообразные способы и средства познания детьми дошкольного возраста музыкального искусства, посредством которого осуществляется познание окружающего мира и самого себя.
Музыка является самым ярким и эффективным средством педагогического воздействия на детей дошкольного возраста. Занятия музыкой всегда вызывают у детей радость и неподдельный интерес, так как музыка делает жизнь ребенка дошкольного возраста яркой и сказочной.
Как показывает практика, без музыки невозможно полноценное и всестороннее развитие личности ребенка, формирование у него необходимых качеств и характеристик. Так, музыка оказывает значительное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста.
Музыкальная деятельность в современном детском саду включает в себя:
- Регулярные музыкальные занятия – проводятся 2-а раза в неделю. Продолжительного занятия зависит от возрастной группы: группа раннего возраста – 15 мин., средняя группа – 20 мин., старшая группа – 25 мин., подготовительная группа – 30 мин.
- Музыкальные развлечения, досуги и праздники – проводятся один раз в месяц, на них могут быть приглашены родители воспитанников.
Задачей воспитателя является осуществление правильного подбора музыкальных произведений для прослушивания воспитанниками. При этом воспитатели руководствуются индивидуальными и возрастными особенностями детей, их музыкальными предпочтениями и потребностями.
Музыка оказывает благоприятное воздействие на психологическое состояние детей дошкольного возраста, так как восприятие разнообразных ритмов, звуков и мелодий оказывает релаксирующее и успокаивающее действие.
Помимо воздействия на психику ребенка, музыка оказывает и физиологическое воздействие на организм ребенка. Основаны данные выводы на том, что мускулатура и нервная система обладают способностью усваивать музыкальные ритмы.
Музыка выступает в качестве ритмического раздражителя и тем самым стимулирует физиологические процессы, которые происходят ритмично как в вегетативной, так и в двигательной сферах. Кроме того, было доказано, что музыка оказывает влияние на пульс, дыхание и частоту сердечных сокращений. Интенсивность их учащения зависит от ритма музыки и от того какие эмоции она вызывает у ребенка.
Таким образом, музыка оказывает всестороннее положительное воздействие на организм и самочувствие ребенка дошкольного возраста, его развитие и воспитание.
Музыкальная терапия в детском саду
Особое место в детском саду занимает музыкальная терапия.
Музыкальная терапия – это особенный метод, в рамках которого используется музыка с целью коррекции нарушений в поведении, эмоциональной сфере, при проблемах в общении, наличии разнообразных страхов и тревожностей, а также при различных психологических заболеваниях.
Основой музыкальной терапии в детском саду является правильный подбор мелодий и звуков, которые будут оказывать необходимое положительное воздействие на ребенка дошкольника. Под положительным влиянием понимается успокаивающее воздействие на психику ребенка, повышение его настроения и работоспособности.
Музыкальная терапия в современных детских садах в основном используется с целью гармонизации общего состояния детей дошкольного возраста.
Гармонизация общего состояния ребенка дошкольного возраста подразумевает:
- Снятие психологического и физиологического напряжения ребенка.
- Снижения утомляемости и повышение общего эмоционального тонуса воспитанников.
- Коррекция выявленных отклонений в личностном и психологическом развитии ребенка.
- Коррекция психоэмоционального состояния детей.
Таким образом, влияние музыки на организм ребенка дошкольного возраста достаточно широко. Музыка стимулирует интеллектуальное развитие ребенка, способствует гармоничному эстетическому развитию, поддерживает уровень творческого вдохновения.
Правильно подобранная музыка, способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Гармоничная музыка оказывает положительное влияние на запоминание и усвоение нового материала, сосредотачивает внимание и устанавливает благоприятную психологическую атмосферу в группе детского сада.
Условия организации музыкальных занятий в детском саду
При организации музыкальных занятий в детском саду важно не только правильно подобрать музыкальные произведения, но и организовать условия для их прослушивания.
Условия прослушивания музыкальных произведений детьми дошкольного возраста, в рамках детского сада:
- Продолжительность прослушивания музыкального произведения в зависимости от возраста воспитанников составляет 3-10 минут. Ввиду того, что детям дошкольного возраста крайне сложно длительно удерживать внимание на определенном объекте, прослушивание не должно быть слишком длинным, но тоже время и не слишком коротким, чтобы успеть заинтересовать ребенка и оказать на него необходимое воздействие.
- Оптимальным временем для прослушивания музыкальных произведений является утро, либо время пробуждения после дневного сна. В это время дети не только более восприимчивы к музыке, но прослушивание музыкальных произведений способствует формированию нужного настроя.
- Во время прослушивания детей ничто не должно отвлекать. Однако есть деятельность, которая оптимально сочетается с прослушиванием музыкальных произведения – это просмотр иллюстраций, слайдов, фотографий и т.д. Важно является правильно подобрать наглядности, они должны соответствовать характеру музыкального произведения.
Помимо работы с детьми, воспитатели должны не забывать и о работе с родителями воспитанников. Для них следует проводить собрания и консультации, на которых воспитатель будет объяснять значимость музыки в жизни ребенка дошкольного возраста. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что совместное слушание музыки способствует сближению детей и родителей, появлению общих интересов.