Шалва Амонашвили и его основные педагогические идеи
Шалва Александрович Амонашвили родился в Тбилиси в 1932 году, там же учился в государственном университете на факультете востоковедения. Шалва Александрович начал свой путь в педагогике в 1952 году, когда стал работать пионервожатым. С 1998 года и по настоящий момент он занимает должность заведующего лабораторией гуманной педагогики в Московском педагогическом университете.
Шалва Амонашвили активно развивает и утверждает идею духовного гуманизма в теории и практике педагогики. Также он занимается организацией семинаров по системе гуманно-личностного подхода к детям в системе образования.
Теория гуманно-личностной педагогики
Ключевая составляющая теории гуманно-личностной педагогики – совокупность идей традиционного философского, психолого-педагогического наследия, а также возникших в современном мире. Понятие гуманной педагогики является педагогической классикой, но при этом оно отклоняется в сторону от признанных авторитетными идей педагогики и педагогической практики, в которых высшие педагогические ценности могут быть объяснены грубо-материалистично. Силовые же методы, которые применяются в образовательном процессе, могут превратиться в повсеместно распространенную норму.
Гуманно-личностная педагогика является одним из вариантов гуманной педагогики, которая выступает в качестве источника для большого количества педагогических методик и систем.
Необходимо обратить внимание на факт того, что современная педагогическая мысль по сей момент по инерции стремится найти способы улучшения авторитарной педагогики, принимая во внимание развитие технократическое мышление.
Основой гуманно-личностной педагогики являются следующие допущения:
- признание реальности и действительности Творца и Бога;
- признание бессмертия души человека, ее стремления вечно совершенствоваться;
- принятие жизни на земле в качестве пути вечного совершенствования человеческой души.
Базируясь на этом, были сделаны выводы о сущности детей:
- дети представляют собой явление земной жизни;
- дети – это носители собственной миссии и собственного предназначения на Земле;
- в любом ребенке есть безграничная энергия духа.
Именно эти положения и являются духовно-философской базой гуманно-личностной педагогики. Вместе с душой дети воспринимаются как носители земной природы, той ее части, что называется психикой.
В соответствии с гуманно-личностной педагогикой природа в ребенке может проявляться тремя основными силами, законы изменения которых выступают в качестве научной основы образовательной деятельности. Данными силами являются: желание развиваться, взрослеть и быть свободным.
Главным постулатом гуманно-личностной педагогики Амонашвили можно считать то, что ребенок является единым целым с его земной и духовной природой, в котором земное начало следует за духовным.
Понятия гуманно-личностной педагогики
Гуманно-личностная педагогика занимается исследованием школы, воспитания, образования, урока, учителя и гуманности, как базовых понятий всей педагогической науки. Школа – это своего рода лестница, предоставляющая плацдарм для восхождения духовности и души человека, высшая ступень которой – любовь.
Образование – это процесс нахождения, раскрытия и дальнейшего утверждения внутреннего образа, посредством потоков внешних образов. Урок является процессом поиска своей судьбы посредством призмы опыта, знаний и образов прекрасного и, конечно, самой жизни. В такой системе учитель является носителем мудрости и знаний.
Такой подход к семантической трактовке педагогических понятий предоставляет возможность выражать изначально заключенную в них духовность. Суть гуманно-личностного подхода в педагогике базируется на ведении учеников по пути саморазвития и совершенствования его духовного мира, понимания собственного предназначения, по пути, который должен привести его к умножению любви и добра на Земле.
Цель гуманно-личностного образования – создать образ благородного человека, своего рода неоспоримого идеала.
Роль учителя в гуманно-личностной педагогике
Проблема педагога – ключевая во всей системе гуманно-личностного педагогического мышления.
По итогу проводимой деятельности, педагог формирует вокруг себя субъективное образовательное пространство гуманной педагогики. Объективный педагогический процесс на самом деле является субъективное волей сообщества педагогов. Центром данного процесса выступает общение учителя и его учеников, а также воспитателя и его воспитанников. Это такой тип общения, в котором воспитанник пребывает в состоянии духовной общности с педагогом, когда учитель предоставляет ученикам опору и счастье от познания, понимание, помощь, дружбу, любовь и сострадание. Такое образовательное пространство может быть сформировано только вокруг того педагога, который мыслит и имеет взгляды на жизнь, соответствующие принципам гуманно-личностной педагогики, и который применяет их в собственной педагогической деятельности. По этой причине необходимо уделять как можно больше времени и внимания процессу подготовки и переподготовки педагогов, находить и способствовать раскрытию в них истинного творчества, расширять их сознание. Идеи гуманно-личностной педагогики распространяются через семинары для педагогов и воспитателей, проводимые в рамках повышения квалификации.
К основным положениям педагогики Ш. Амонашвили можно отнести следующие:
- основными постулатами работы учителя являются: любить ребенка, понимать его, оптимистично относиться к детям;
- очеловечивать среду вокруг ребенка, уважать детскую личность, проявлять терпение в процессе становления ребенка;
- верить в безграничную детскую личность, в собственные педагогические способности, в собственное, возможно не видимой для родителей и окружающих, предназначение ребенка, в силу гуманного подхода к детям;
- опорой в ребенка должно быть стремление развивать, взрослеть и быть свободным;
- главными личностными качествами учителя нужно считать доброту, искренность, преданность и откровенность.
К основным методическим подходам Амонашвили относят:
- технологию обучения детей с возраста шести лет;
- всем обучением стимулируется детская активность и самодеятельность;
- обучение с включением типичных ошибок, которые приучают детей непрерывно самостоятельно думать, проверять, слушать, критически воспринимая всю информацию, которая поступает;
- формирование в детях умения самооценивать свои действия.
Целостная воспитательная система выстраивается на принципах подготовки детей к жизни, а на основании понимания детства в качестве наиболее важного жизненного этапа, со своими сложнейшими переживаниями и проблемами, которые должны быть поняты и восприняты педагогом.