Цели мониторинга ДОУ
На сегодняшний день задача сформировать организационную структуру управления ДОУ, а также повысить качество образование и управление ДОУ встает перед каждым руководителем ДОУ.
Качество образования в ДОУ может быть рассмотрено в виде степени соответствия совокупности свойств и результатов образования детей-дошкольников прогнозируемым целям работы ДОУ на основании требований и стандартов, потребностей и ожиданий субъектов образовательной деятельности, то есть родителей, педагогов и детей.
Одна из систем изучения качества работы ДОУ – мониторинг качества образования.
Получение точных данных, касающихся состояния деятельности ДОУ и принятия обоснованных решений, может обеспечить мониторинг, который является системой сбора, обработки, хранений и распространения информации, которая дает возможность делать выводы, касающиеся состояния объекта в любой момент времени и прогнозировать направления его развитии. Также мониторингом обеспечивается необходимая информационная основа для принятия управленческих решений, которые направлены на достижение целей и предупреждение критических ситуаций.
К основным достоинствам педагогического мониторинга относят:
- возможность выявить особенности развития детей, чтобы в дальнейшем учитывать их при планировании и проведении образовательных процессов;
- возможность выявить негативные тенденции в процессе развития детей, чтобы определить необходимость дальнейшей их коррекции;
- возможность выявить изменения в развитии детей, чтобы определить эффективность педагогической деятельности.
Цель мониторинга – выявление степени соответствия результатов работы ДОУ ФГОСам.
Чтобы эффективно оценивать качество образовательных услуг в сфере дошкольного образования, широко используют такие способы как диагностика и мониторинг.
Виды педагогического мониторинга
Виды мониторинга:
- информационный мониторинг – направлен на то, чтобы накопить и распространить информацию;
- базовый мониторинг – направлен на выявление проблем, позволяя собирать информацию, чтобы проводить последующие исследования;
- управленческий мониторинг – направлен на отслеживание и оценку эффективности принятых управленческих решений;
- комплексный мониторинг – ориентируется на разностороннее глубокое исследование.
Нужно непрерывно изучать и оценивать развитие каждого воспитанника ДОУ на основании информации, полученной от всех специалистов, к которым относятся: воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, логопед, инструктор по физическому воспитанию и пр. Данную информацию заносят в индивидуальную карту развития ребенка, ее анализируют педагоги, а на основании этой информации оценивают развитие, выявляют проблемы и разрабатывают необходимую коррекционную программу.
Методы мониторинга
К основному перечню методов мониторинга качества образования в ДОУ относят:
- изучение продуктов деятельности детей;
- игровые тестовые задания;
- контрольно-оценочные занятия;
- беседы с педагогами, родителями и детьми;
- анкетирование;
- анализ документов и хронометраж режима дня и пр.
Мониторинг воспитательно-образовательной деятельности
Мониторингом предусмотрен сбор и системный учет, обработка и анализ информации, касающейся организации и результатов воспитательно-образовательной деятельности, чтобы эффективно решать задачи управления качеством образования в ДОУ.
Каждый год проводят мониторинг качества образования (промежуточный – в конце календарного года, или итоговый – в конце учебного года), а также анализ деятельности учреждения, которые дают возможность четко выявить проблему и отследить перспективу развития.
К направлениям мониторинга можно отнести мониторинг:
- уровня физического и психического развития воспитанников;
- состояния здоровья воспитанников;
- адаптации вновь прибывших детей к условиям ДОУ;
- готовности детей к школе;
- эмоционального благополучия воспитанников в ДОУ.
Основными методами диагностики в ДОУ являются наблюдение, эксперимент, беседа и анализ продуктов деятельности.
Например, к целям и задачам мониторинга здоровья и физического развития дошкольников относят:
- выработку модели оздоровительной работы в ДОУ;
- разработку модели эффективности данного типа деятельности, ориентированной на имеющиеся у учреждения силы и средства;
- выявление структуры отклонений физического состояния и здоровья детей каждой отдельной возрастной группы;
- составление паспорта здоровья и механизмов реализации оздоровительных и реабилитационных мероприятий в каждой возрастной группе, на основании полученных результатов.
В ДОУ постоянно отслеживают и анализируют результативность врачебного контроля состояния здоровья детей, проводят сравнительный анализ, выявляют позитивные и негативные тенденции, позволяя оптимизировать работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья детей.
Мониторинг работы с кадрами
Повысить качество образования невозможно, если не повысить уровень профессиональной квалификации педагогических кадров. В связи с этим, особую роль играет вопрос организации педагогического мониторинга в качестве эффективного метода, помогающего повысить уровень профессиональной квалификации педагогических работников системы дошкольного образования.
Итоговую оценку педагогического мониторинга осуществляют через анализ результатов повышения уровня профессиональной квалификации педагога, которая отражалась в электронном Банке данных, касающемся профессионального мастерства педагогов.
Повышение квалификации – непременное условие повышения качества образования в системе ДОУ.
Мониторингом определяется:
- степень владения педагогическими технологиями;
- участие в методических мероприятиях (ДОУ, город, область);
- открытые мероприятия, которые проводятся педагогами;
- методические разработки и дидактические материалы;
- методические темы, опыт работы, инновационная деятельность;
- участие педагогов в различного уровня мероприятиях.
Изучение семьи и социума состоит из:
- составления социального паспорта семьи;
- изучения воспитательной системы в семье;
- выявления образовательных запросов семьи и социума;
- определения степени удовлетворенности семьи и социума образовательной деятельностью ДОУ;
- изучения социокультурной среды микрорайона.
Таким образом, мониторинг:
- помогает в результативной организации и осуществлении воспитательно-образовательном процессе ДОУ;
- стимулирует личностное развитие ребенка и творческий рост педагога;
- дает возможность эффективного распределения ресурсов ДОУ (финансовых, временных, личностного потенциала сотрудников);
- помогает повысить статус ДОУ в городе.