«Молчаливое» поколение - это люди, родившиеся в период с 1923 по 1943 год.
Это название данному поколению дано по причине склонности таких людей к молчанию и послушанию Формирование советского государства привело к терпимости людей: им предстояло жить и трудиться к окружении стукачей, когда каждый мог сделать донос, лишив тебя свободы.
Свободомыслие не является чертой советского народа. Оно не поощрялось. Свои мысли и идеи нельзя было открыто выражать, критиковать власть и ее деятельность. Все это оказало определенное влияние на формирование ценностей данного поколения и особенностей развития его представителей.
Основы формирования ценностных установок молчаливого поколения
Ценностные установки молчаливого поколения формировались под воздействием следующих факторов:
- Культ личности. В этот временной период наблюдается расцвет культа личности, так сказать поклонения вождю народа. Культ личности Сталина активно развивался и пропагандировался. Вождю необходимо было подчиняться и поклоняться. Не допускалось порицание деятельности вождя и любое сквернословие в его адрес.
- Сталинские репрессии. В этот временной период происходит активное репрессирование граждан, нарушающих закон, противоречащих идеологии советского государства, критикующих политику властей. Период репрессий был очень неблагоприятным в развитии государства и общества. Репрессиям подвергались достаточно образованные, интеллектуально развитые граждане, которые наказывались за малейшие провинности: выражение своего мнения в обществе, порицание власти, насмешки над деятельностью властей и др.
- Развитие нового государства и новой политики во всех сферах жизни общества. В это время происходит становление новой системы образования, развиваются новые производства и НЭП – новая экономическая политика.
- Активное развитие цензуры. Осуществляется полный контроль над распространением информации среди населения, редактируется ее содержание, ограничивается свобода слова, свобода печати.
- Великая Отечественная война. Она привела к разрушению государства и последующей необходимости его восстановления. При подготовке к войне в стране происходила, также, переориентация производств на удовлетворение военных нужд. Наблюдается дефицит продовольственных товаров, развивается голод и нищета населения.
Все эти факторы привели к формированию у населения определенных ценностных установок и ориентиров жизнедеятельности.
Рисунок 1. Молчаливое поколение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ценностные ориентиры «молчаливого» поколения
К основным качествам «молчаливого» поколения относятся:
- Развитое чувство патриотизма. Граждане были патриотами. Пропагандировалась идеология абсолютных истин и общих ценностей граждан страны. Каждый стремился к жизни и труду на благо общества, для построения нового государства, создания светлого будущего;
- Дисциплинированность. Послушание и выполнение требований – основа выживания в советском государстве. К законам и социальным нормам проявляется уважение, исключается критика законодательства, а за его нарушение и нарушение социальных норм следуют серьезное наказание;
- Бережливость. Бережливое отношение наблюдается ко всем предметам жизнедеятельности;
- Терпеливость. Она проявляется в уважении к закону, к власти, проявлению терпения к социально-экономическим реалиям развития, ссылкам за малейшие провинности, сложным условиям труда;
- Самоотдача. Она реализуется в трудовой деятельности. Каждый гражданин той эпохи трудился на благо и во благо обществу и государству;
- Доверие к власти. Граждане принимали власть как ценность, доверяли деятельности властей и верили в их ориентацию на развитие народа и каждого отдельного гражданина;
- Осторожность во всех сферах и направлениях деятельности. Осторожность характерна в принятии решений представителями данного поколения;
- Приверженность традициям. Представители данного поколения чтят традиции и следуют им
- Коллективизм. Коллективу уделялось особое значение в воспитании и развитии детей, в рабочем процессе. Коллектив был формой организации деятельности и взаимодействия людей, а также способом выживания;
- Трудолюбие. Непрерывный и тяжелый труд воспринимался молчаливым поколением в качестве нормы. Они привыкли работать для достижения благ общества, выполнять планы, представленные начальством.
Особенности организации обучения представителей молчаливого поколения
Молчаливому поколению присуще преданность и уважение к закону. Образовательный процесс был реализован по единым стандартам. То, что образование стало всеобщим, доступным и обязательным уже вызывало уважение народа к властям. Соблюдение правил – воспитывалось с раннего детства. То же касается и коллективизма – коллективное общение и взаимодействие, коллективная деятельность.
Для мотивации ребенка, относящегося к поколению «молчаливых» любому виду деятельности, в том числе и обучению, требуется разработка определенных поощрений. Успехи учащихся всегда поощрялись:
- Грамотами.
- Медалями.
- Коллективной благодарностью.
- Книгами.
- Продуктами.
Такие мотивационные компоненты обусловлены спецификой развития общества в тот временной период. Поскольку, книги были в дефиците, то получить в качестве вознаграждения за успехи в учебе книгу – было высшей наградой ребенка. То же касается и продуктов питания.
Получение грамот и медалей, коллективных благодарностей было для представителей «молчаливого» поколения подтверждением их признания, оценки коллектива их заслуг, оценки их вклада в общее развитие. Признание было особенно важным для представителей данного поколения.
Мотивация к обучения основывалась на законопослушании граждан, на наличии правил и государственных стандартов, а также пользе знаний, их необходимости для дальнейшего собственного развития и реализации трудовой деятельности на благо общества и государства. При этом, формы и методы обучения были стандартизированным. Введение чего-то нового не предполагалось и, даже, было под запретом. Потому, новшества остались для представителей данного поколения, сложным процессом. Они привыкли к соблюдению стандартов и выполнению единых сценариев деятельности.