Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Моделирование в экологическом воспитании

Цель и задачи моделирования в экологическом воспитании

Определение 1

Моделирование – это совместная деятельность педагога и воспитанников, направленная на создание и применение в процессе обучения моделей.

Основой моделирования является процесс замещения реальных предметов или явлений, их схематическим изображением, знаками и т.п.

Замечание 1

Цель моделирования в экологическом воспитании – успешное овладение детьми знаний об особенностях и характерных чертах окружающих природных объектов, их структуре, отношениях и связях, существующих между ними.

Задачи моделирования:

  1. Развитие у детей умственной активности, сообразительности, умения сравнивать и наблюдать.
  2. Учить выделять основные признаки предметов и явлений, классифицировать их, выделять схожее и противоречивое в свойстве объекта.
  3. Позволить ребенку наглядно увидеть и понять взаимосвязи в окружающем мире.
  4. Развитие речевых навыков, психических процессов и в общем умственное и интеллектуальное развитие ребенка.
Определение 2

Модель – это система знаков, воспроизводящих определенные свойства оригинала.

Использование модели в процессе экологического воспитания необходимо для того чтобы заместить изучаемую систему, упростить ее структуру и отвлечь внимание детей от несущественного. По своей сути модель служит для обобщения отражения предмета или явления.

Модель может представлять только лишь графический, математический, информационный и действенный материал.

Замечание 2

Процесс создания модели – это моделирующая деятельность.

Во время экологического воспитания ребенку необходимо освоить очень много информации, большую помощь в этом оказывает моделирование. Особенно актуально моделирование в экологическом воспитании детей дошкольного возраста, так как у них развито наглядно-образное мышление. Моделирование способствует тому, что изучаемый материал становится для них доступным. Это связано с тем, что в основе моделирования лежит реальный предмет, который замещен простой и понятной моделью (знаком, изображением).

«Моделирование в экологическом воспитании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В качестве наиболее простых моделей могут быть использованы разнообразные заместители и символы, которые созданы самими же детьми (аппликации, рисунки, фигуры, символические изображения, планы и т.д.).

Таким образом, метод моделирования в экологическом воспитании способствует лучшему усвоению информации о предметах и явлениях в окружающей природе.

Виды моделирования в экологическом воспитании

Выделяют несколько различных видов моделирования, используемых в процессе экологического воспитания детей.

Предметное моделирование – направлено на воспроизведение конструктивных особенностей, пропорций и взаимосвязей определенных частей предмета или явления.

Например, в качестве предметной модели можно рассмотреть глобус. Глобус позволяет детям постепенно сформировать представление о Земле, других государствах, городах, морях, реках и т.д. Изучаемые объекты можно отмечать флажками или иными знаками, для того чтобы в последующем повторять пройдены материал.

Предметно-схематическое моделирование – подразумевающее указание на существенные признаки, отношения и связи, представленные на модели в виде предмета-макета.

Например, в качестве предметно-схематической модели могут быть использованы полоски цветной бумаги разных цветов и оттенков для изучения листьев растений; различные геометрические фигуры из цветной бумаги – для изучения формы цветов; полоски бумаги, имеющие разные виды поверхности (гладкая, шероховатая, бугристая и т.д.) – изучение характера поверхности листа. Использование данного вида модели требует от детей владение навыками абстрагирования. То есть, глядя на листы бумаги, дети должны уметь представить или вообразить, что это лист дерева, цветка или кустарника.

Графическое моделирование – направлено на наглядную передачу обобщенных признаков, отношений и связей моделей.

Например, в качестве графической модели могут быть календари погоды, которые организованы педагогом в уголке природы. Такие календари дети могут вести самостоятельно по очереди под контролем педагога. В календаре ежедневно отмечаются специальными значками явления природы (дождь, снег, ветер и т.д.).

В детском саду графическими моделями могут быть представлены модели, которые помогают сформировать представление о понятии предмета или явления живой природы. Так при изучении рыб, можно создать модель, в которой наглядно будут отражены существенные признаки данной группы животных, среда их обитания и т.д.

Классификация экологических моделей

Экологические модели, используемые педагогами, принято классифицировать по следующим основаниям:

  1. По характеру – модели природных объектов, явлений или процессов.
  2. По внешнему виду – объёмные или плоскостные модели.
  3. По месту расположения модели – напольные, настенные, настольные.
  4. По способу применения – динамические, статические и т.п.

Использование моделирования в процессе экологического воспитания, требует соблюдения ряд условий.

Для формирования и расширения у детей экологических необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Использование моделирования должно быть организовано в совместной с детьми деятельности, которая осуществляется систематически и целенаправленно.
  2. Моделирование должно учитывать особенности оригинала (природного объекта или предмета) и на основании их строится модель.
  3. Освоение природных моделей должно происходить постепенно и иметь направленность на усложнение представлений и знаний о природе.
  4. Моделирование предполагает использование вариативных заданий, направленных на обучение детей применению экологических знаний в повседневной жизни.
  5. Использование экологических моделей может быть не только в рамках учебного занятия, но и в качестве обогащения предметно-развивающей среды класса (группы).

В результате освоения детьми моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет детям овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot