Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Моделирование как метод формирования представлений о числе и величине у детей дошкольного возраста

Роль моделирования в развитии математических представлений дошкольников

Определение 1

Моделирование – это способ наглядного представления информации, ориентированный на построение образов объектов реального мира или их свойств с целью формирования представлений об их устройстве и функционировании.

Метод моделирования активно применяется в современном образовательном процессе, в силу того, что он способствует интеллектуальному развитию учащихся, активизации их познавательной активности и мыслительной деятельности.

В этой связи использование метода наиболее актуально в дошкольном возрасте. В этот период познавательные процессы только начинают свое формирование, поэтому необходимо использовать разнообразные варианты познания, способы получения информации и методы ознакомления с устройством окружающего мира.

Моделирование позволяет создать образ реального мира и его объектов. Это упрощает процесс познания. Полноценное моделирование освоить в дошкольном возрасте невозможно в силу специфики развития психических процессов организма на данном этапе развития. Ребенок может освоить только основы моделирования. Ребенок может понять, что модель – это образ реального объекта, который существует в мире, возможно, с которым он знаком, понять его свойства, определить структуру, существенные признаки.

Формирование математических представлений, в частности, представлений о числах и величинах, можно осуществлять посредством применения метода моделирования. Его использование актуально в дошкольном возрасте, поскольку в этот периодребенка необходимо подготовить к школе, а значит, и дать ему представления о математике и ее законах. Это создает фундамент математического развития ребенка и упростит процесс освоения математической науки в начальной школе. Тем более, что представления о числах и величинах необходимы ребенку и в повседневной жизни.

«Моделирование как метод формирования представлений о числе и величине у детей дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Ребенок не способен смоделировать какой-то объект или процесс самостоятельно. Ему требуется помощь взрослого.

Моделирование, ориентированное на формирование математических представлений дошкольников реализуется:

  1. В игровой форме. Игра, как ведущая форма деятельности, наиболее полно позволяет отразить свойства объектов и привлечь ребенка к их познанию.
  2. Посредством сенсорного моделирования. Оно связано с развитием у ребенка представлений о сенсорных эталонах т.е. реальных свойствах объектов окружающего мира. Сенсорные эталоны отражают цветовую гамму, формы геометрических фигур, дают представления о величинах и количественное понимание свойств объектов. Именно сенсорные эталоны дают детям начальные представления о числах и величинах.

Достоинства применения метода моделирования в формировании математических представлений дошкольников

Использование метода моделирования в дошкольном возрасте, его применение в качестве метода познания математических процессов и свойств объектов, получение первоначальных представлений о числах и величинах в игровой и иных формах, способствует:

  1. Развитию навыков моделирования.
  2. Формированию навыков освоения содержания объектов.
  3. Познанию математических свойств и отношений.
  4. Применению разнообразных моделей для познания окружающего мира и процессов его функционирования.
  5. Знакомству с математикой и ее основами.
  6. Применению моделей в повседневной жизнедеятельности для исследования ее структуры и свойств.
  7. Мотивации к познанию.
  8. Мотивации к исследовательской деятельности.
  9. Развитию навыков счета.
  10. Формированию умений сравнивать объекты окружающего мира по их величине.

Этапы реализации игровой формы моделирования для формирования математических представлений о числах и величинах

Игровая форма занятий по моделированию реализуется поэтапно. Использование игр начинается с более простых и, по мере освоения ребенком понятия числа и величины, развития умений выделять объекты в окружающем мире по данным параметрам, происходит усложнение игр. Игры требуют разнообразия и постоянного обновления. Иначе, ребенку дошкольного возраста, попросту становится неинтересно принимать в них участие.

Работа по моделированию реализуется в несколько этапов:

  1. Первоначальный опыт получения представлений о числах и величинах. Дети учатся простому счету до десяти и восприятию объектов по их величине: маленький, большой, средний. В зависимости от возраста детей реализуется обучение элементарным арифметическим операциям с числами (это актуально для старшего дошкольного возраста). На этом этапе используются игры на составление картинки, загадки-отгадки, формирование объекта по его свойствам. К примеру, детям представляется задание «нарисовать большое дерево и маленького котенка», «слепить из пластилина слона с большими ушами», «посчитать количество лап паука на картинке» и т.д.
  2. Развитие умений сравнивать объекты между собой по их величине и численному множеству. Наглядные модели дают детям понимание устройства того или иного объекта, его свойств. Детям представляются игры, типа: «Рассадка гостей», когда необходимо рассадить людей по их численности или «нахождение самого большого или самого объекта», «сравнение размера машины модели с реальной машиной» и др. в старшем дошкольном возрасте дети обучаются совершению арифметических действий с использованием математических символов: +,-,*,/.
  3. Применение модели для формирования самостоятельного обобщения, схематизации представлений. Для этого используются игры на» определение общей величины», нахождение общего свойства», «сравнение объектов по их величине», «нахождение определенного количества объектов». Также, дети осваивают способы совершения элементарных арифметических вычислений: пересчет, перечисление, обратный счет, счет по одному, сложение и вычитание по частям и др.
Замечание 1

Хорошо проводить игры в соревновательной форме, чтобы детям было интереснее и навыки счета развивались быстрее.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot