Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Моделирование деятельности воспитателя по обучению рисованию детей 5-6 лет через игровую деятельность

Особенности обучения рисованию и его взаимодействие с игровой деятельностью в ДОУ

Определение 1

Художественное развитие – это развитие умения замечать красоту окружающего мира и наслаждаться ею, проявлять интерес к разным видам искусства.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для проявления у детей художественных способностей. В этот период дети от природы обладают чистым взглядом на мир, живой эмоциональной реакцией и свежими эстетическими чувствами, способны самореализовываться, так как являются носителями творческого и фантазийного начал.

Для полноценного художественного развития детей дошкольного возраста необходима соответствующая организация процессов их обучения и воспитания в ДОУ, представляющем начальную ступень общей образовательной системы.

Среди всех видов продуктивной деятельности, которыми должны овладеть дошкольники, рисованию отведена ведущая роль.

Преимущество рисования заключается в том, что им обеспечивается возможность воспроизводить представления и впечатления об окружающей действительности, начиная с первых шагов привлечения к этой деятельности, а также в том, что именно рисование лежит в основе всех остальных видов изобразительной деятельности, помогая успешно овладевать ими.

Постепенно ребенок все более опирается на зрительные впечатления, он в значительной мере только констатирует наличие определенных деталей, не стремится точно воспроизвести их форму. Если обучение базируется только на копировании готовых образцов, оно приводит к созданию шаблонов. Обучение, направленное на пояснение ребенку соотношения рисунка и объекта, ознакомление его со средствами передачи свойств объектов, отменяет шаблоны, в его результате совершенствуется графическая форма и грамотность рисунка.

Особенности психического развития детей 5-6 лет дают возможность усложнять учебно-воспитательную деятельность и обогащать изобразительную деятельность разными видами искусства. В средней группе детям можно предлагать задания, отличающиеся средствами, направленными на решение изобразительных задач – рисование с натуры, по памяти, по воображению.

«Моделирование деятельности воспитателя по обучению рисованию детей 5-6 лет через игровую деятельность» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В старшей группе, то есть у детей 6 лет, возникает чувство разочарования в процессе рисования, так как уровень их общего развития противоречит тем детским подходам к изображению, которыми они владеют. То есть, воспитателю необходимо помочь детям овладеть новыми, более совершенными видами воспроизведения действительности, но при этом не нарушить своего родства детского изображения.

Учитывая выше сказанное, можно сформулировать следующие задачи по обучению рисованию детей шестилетнего возраста:

  • обогатить представления детей о предметах, событиях и явлениях реального мира и воспитать в них оценочное отношение с точки зрения морально-эстетических критериев;
  • стимулировать интерес к рисованию и побуждать образно воспроизводить свои впечатления от окружающего мира, литературных произведений, теле- и радиоспектаклей, мультиков и пр.;
  • развивать способность зрительно оценивать признаки формы объектов, близких по своим очертаниям к реальному телосложению, определять хроматические цвета и их оттенки, а также ахроматические цвета;
  • научить ориентироваться в пространственном положении объектов, определяя ряд отдельных особенностей иллюзорных измерений их форм и величин от положения и расстояния;
  • формировать знания, касающиеся изобразительно-выразительного назначения основных элементов изобразительного языка рисования;
  • ознакомлять детей с рациональным подходом к организации процесса рисования, направленного на воспроизведения отдельных объектов, а также сюжетных композиций;
  • формировать представления, касающиеся приемов работы в технике акварели и гуаши;
  • формировать умения и навыки координировать действия глаз и руки, развивать руку, овладевать приемами работы в разных техниках.

Возможности применения игровой деятельности в обучении рисованию детей 5-6 лет

Игровые моменты оказывают положительное воздействие на обучение дошкольников. Именно в этом возрасте обучение рисованию следует начинать игровыми упражнениями. Цель таких упражнений – сделать эффективнее процесс создания простейших линейных форм и сюжетных рисунков.

Игровые приемы обучения, как и любые другие направлены на решение ряда обучающих задач и связаны с организацией игр на занятиях. Их воспитательная роль может быть определена следующим образом:

  • способствуют формированию занимательности процесса обучения, делают его соответствующим возрастным особенностям дошкольников;
  • дают возможность представлять неинтересную детям задачу в занимательной форме;
  • многократно упражняют детей в формировании какого-либо умения;
  • выступают мотивом, побуждающим детей качественно выполнять задание.

Игровые приемы используются в сочетании с другими приемами. Варианты таких сочетаний определяются содержанием занятия, возрастом детей, степенью сложность учебного материала, конкретными задачами эстетического воспитания, которые можно реализовать в деятельности, которая направлена на усвоение знаний.

Включение игры в изобразительную деятельность, не должно нарушать ее естественного протекания. Изображение должно стать своего рода центром игры.

На занятиях изобразительной деятельностью педагог может использовать следующие игровые приемы:

  • обыграть предметы, игрушки, картины;
  • обыграть выполненное изображение;
  • обыграть незаконченное изображение во время его выполнения;
  • игровые ситуации, включающие специфические действия продуктивной деятельности детей и взрослых.

Познавательные игры наиболее эффективно стимулируют продуктивное мышление, помогают применять знания, умения, проявлять инициативу, самостоятельность, коллективное сотрудничества и прочие важные качества для формирования и развития личности дошкольника.

Значимость рисования заключается в том, что изобразительное искусство является специфической формой познания. Ребенок во время занятий рисованием познает разные проявления и направления жизни. Познавательная функция – одна из главных функций искусства.

Дата последнего обновления статьи: 15.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot