Суть модели «Структура интеллекта»
Кубическая модель интеллекта – это многофакторная модель структуры интеллекта, которая была создана американским психологом Джойем Полом Гилфордом. Даная теория постулирует, что основа структуры интеллекта – независимые факторы, каждый из которых можно описать на основании трех измерений – операций, результатов и содержания.
Американским психологом Джойем Гилфордом описывалась проблематика одаренности терминами, принятыми в тестологической парадигме. Самое широко признанное его достижение – модель «Структура интеллекта». Дж. Гилфорд выступал противником идеи общего интеллекта, ссылаясь при этом на свои собственные наблюдения низких корреляций результатов выполнения некоторых типов тестов.
Его модель предполагает, по его же полушутливому утверждению, что есть примерно 120 способов стать умным. Позже, продолжатели его концепции выделели более 180 разных интеллектуальных способностей. Именно многофакторность помогла модели Дж. Гилфорда стать популярной в практике образования. Большое разнообразие факторов, которые были выделены Гилфордом, представляют собой прекрасную базу для разработки программ диагностики интеллекта и целенаправленного его развития в рамках образовательной среды. Данную модель много лет используют в качестве базовой во многих школах для одаренных детей в разных странах мира.
Дж. Гилфордом был выделен ряд общих базовых оснований для классификации разнообразных проявлений, то есть факторов интеллекта. Основные три базовых блока, в которые объединяются все факторы интеллекта, выглядят следующим образом:
- операции;
- результаты мышления;
- содержание.
Факторы интеллектуальных способностей
В первый блок автором были включены основные виды интеллектуальных процессов и выполняемых операций. Это дало ему возможность сформировать пять больших групп интеллектуальных способностей или факторов:
- познание – состоит из восприятия и понимания предъявляемого материала;
- память, состоящая из запоминания и воспроизведения информации;
- конвергентное мышление включает логическое, последовательное, однонаправленное мышление, проявляющееся решением задач, имеющих единственный правильный ответ;
- дивергентное мышление – представлено альтернативным мышлением, отступающим от логики. Проявляется решением задач, допускающих существование множества правильных ответов;
- оценка – суждение о правильности заданной ситуации.
Второй способ классификации интеллектуальных факторов Дж. Гилфорда, соответствует типу материала или включенному в него содержанию. Он считал, что содержание может быть представлено следующим образом:
- изображения;
- символы;
- семантика;
- поведение.
Дж. Гилфорд, включив в эту группу последний фактор – поведение, отмечал, что он имеет что-то схожее с социальным интеллектом.
Гилфорд утверждал, что применение к содержанию определенной операции предоставляет не менее шести видов конечного мыслительного продукта. К этим видам относят:
- элементы или единицы объектов;
- классы;
- отношения;
- системы;
- преобразования, или трансформации;
- предвидение.
Все это представлено в форме куба, каждая грань которого характеризует один из способов измерения факторов. На одной грани расположены разнообразные виды операций, а на другой – разные типы конечного мыслительного продукта, на третьей – разные типы содержания.
Рисунок 1. Модель «Структура интеллекта» Дж. Гилфорда. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дж. Гилфорд объяснял, что каждая клеточка в предлагаемой модели, обозначает вид способности, который можно описать терминами операции, содержания и продукта, а для каждой клетки в точке ее пересечения с другими может быть определено единственное сочетание типов операции, содержания и продукта. Особенно важным является то, что, несмотря на достаточно глубокую проработанность, данная модель остается открытой системой. На это же указывает и сам автор, отмечая, что к уже имеющимся, во время разработки данной модели, 50 факторам можно добавить еще более 120 факторов.
Популярность модели Гилфорда в прикладных исследованиях по психологии и в образовательной практике можно объяснить тем, что выделенные многочисленные факторы могут выступать в качестве отправных точек для развития тех функций, которые они обозначают, а также повышения функционирования интеллекта в качестве единой целостной системы.
Теоретическая значимость кубической модели структуры интеллекта состоит в том, что она продемонстрировала, что разнообразные интеллектуальные характеристики поддаются систематизации, что позже может приводить к созданию иерархических моделей интеллекта. Выделение в модели в отдельную категорию дивергентного мышления дало старт исследованиям креативности.
Практическая значимость данной модели заключается, по мнению Гилфорда, в проявлении структуры выполнения разных видов действий на основании разнообразных типов информации, в связи с чем созданные для определения большинства интеллектуальных способностей тесты используют и в современной системе образования для анализа специфичных способностей к определенным типам деятельности.
Многие ученые критиковали данную теорию, в качестве основных критических тезисов могут быть выделены:
- отсутствие использования факторного анализа и базирующегося на нем эмпирического подтверждения модели;
- игнорирование наличия корреляционных связей всех выделяемых факторов;
- затруднения использования рассматриваемой модели с целью изучения интеллекта из-за большого количества выделенных факторов.