Понятие развивающей среды
Развивающая предметная среда – это совокупность природных и социально-культурных предметных средств ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, которыми обеспечивается разнообразие деятельности и релаксирующее воздействие на личность ребенка.
Развивающая предметная среда – это система материальных объектов детской деятельности, которая функционально моделирует содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно создавать условия для творческой деятельности всех детей, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивая зону ближайшего развития с его перспективой. Окружающая среда должна обеспечивать физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие и воспитание детей.
Окружающий ребенка мир постепенно расширяет свои горизонты: по мере овладения ребенком движениями, он получает возможность перемещения в пространстве. Малыши разглядывают окружающие предметы и осваивают их свойства – все это формирует психику детей, поэтому организованный педагогический процесс ознакомления с окружающим миром играет такую важную роль в умственном развитии детей.
Такие мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение и первые обобщения связаны с практическим освоением предметной деятельности. В таком случае понятие окружающей среды является узким смыслом своего значения, то есть в качестве средового пространства, заполненного предметами мебели, быта, игрушками и т.д., находясь среди которых дети при помощи взрослых занимаются освоением окружающего его мира.
Этот окружающий мир оказывает влияние на все стороны воспитания детей: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, так как дети не только познают предметы и усваивают их названия – он должен видеть эмоциональную реакцию взрослых, посредством которой ребенок учится отношениям с окружающим миром. С раннего детства дети усваивают ласковые интонации голоса, в сочетании с красивыми игрушками, распустившимися цветами, яркой одеждой и пр.
Можно сказать, что окружающая среда оказывает эмоциональное влияние на ребенка, воспитывая его этически и эстетически.
Физическое состояние детей во многом зависит от их эмоционального комфорта. Вместе с этим удобство и соответствие возрасту предметов мебели, пособий и игрушек, которыми обеспечивается достаточный уровень освоения окружающего пространства, с постепенным овладением основными видами движений и более мелкими движениями руками. Для своевременного созревания костно-мышечной системы, формируемой на протяжении длительного времени в сравнении с другими функциями организма, чтобы дети активно двигались.
Среда в качестве многокомпонентного явления является предметом изучения в философии, педагогике, философии, экологии, психологии и других науках.
Характеристики предметно-развивающей среды в начальной школе
Современная школа является местом, в котором дети получают опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками в наиболее существенных для их развития сферах жизни. Большую часть времени дети проводят в школах, а значит она оказывает огромное влияние на развитие ребенка своей рациональной организацией предметно-развивающей среды в учебном кабинете. Все окружающее ребенка - это не просто игровая среда, но и среда, включающая все специфические виды деятельности. Дети не могут развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.
Благодаря правильно организованной предметно-развивающей среде, каждый ребенок может найти занятие по душе, поверить в собственные силы и способности, научиться взаимодействию со взрослыми и сверстниками, поймут и оценят их чувства и поступки, что является основанием развивающего обучения. Специально организованная предметно-развивающая среда образовательного учреждения играет огромную роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Сформированная среда вызывает радость у детей, эмоционально положительное отношение к школе, желание ее посещать, обогащает детей новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной учебной деятельности, способствуя интеллектуальному развитию учеников младших классов.
Основой разработки создания предметно-развивающей среды являются принципы комплексного подхода:
- многофункциональные помещения;
- рациональное использование пространства;
- взаимосвязь цветовой отделки с освещением;
- целесообразное озеленение интерьера.
Дизайн учебных кабинетов помогает художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка. Оформление желательно делать в современном стиле, с простыми формами, комфортом и удобством благодаря продуманным решениям. Художественная сторона оформления должна характеризоваться гармоничным соотношением отдельных элементов, подчинением их целому.
Лучше всего дети обучаются в процессе деятельности, которая удовлетворяет характерную для детей любознательность – в играх-исследованиях, творческом моделировании и конструировании. Организация и использование игровой зоны – необходимое условие для сохранения и улучшения здоровья учеников начальной школы. Игровые занятия оказывают благоприятное воздействие на общий тонус детей, помогая тренировать подвижные нервные процессы, создавая положительный настрой и снимая статическое и психоэмоциональное напряжение.
Иными словами, важная составляющая успешного обучения в начальной школе – активная предметно-развивающая среда, направленная на психофизическое развитие младших школьников с сохранением и укреплением их здоровья.