Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Мировоззренческо-методологическая парадигма образования xxi века

Основы перехода на новую систему образования

Постиндустриальный этап общественного развития предполагает переориентировку всех областей жизнедеятельности. Научно-технический прогресс, информатизация общества охватывают все сферы общества, в том числе и образовательную область. Здесь происходит активная разработка новых концепций и теорий, старые взгляды уходят в прошлое, сменяясь новыми идеями.

Информатизация общества и техническое развитие во всех его сферах приводят к формированию новой мировоззренческо-методологической парадигмы образования XXI века. Она приходит на смену традиционной образовательной концепции, ориентированной на просвещение и познание, а также базирующейся на субъектно-объектных отношениях. В новых социально-экономических условиях эта парадигма утрачивает свое значение и актуальность. Это обусловлено тем, что образовательная система современного общества должна готовить мобильных специалистов:

  • способных к самостоятельному принятию решений;
  • обладающих навыками творческого подхода к решению стандартных ситуаций;
  • обладающих умением использовать свои знания в новых нестандартных ситуациях;
  • нравственно предприимчивых;
  • универсальных работников;
  • широкого спектра применения, наделенных глубокими познаниями и навыками в различных сферах деятельности.

Чтобы образование приносило должный социальный эффект, оно должно быть ориентированным на развитие отдельной личности, раскрытие ее природного потенциала, развитие всех ее сторон, возможностей и способностей. Теперь, нельзя рассматривать учащегося, в качестве объекта, который необходимо наполнить знаниями. Только личностно-ориентированный подход в обучении способен принести должный социально-экономический и эффект и обеспечить переход общества на новый уровень развития.

Замечание 1

Парадигма XXI века опирается на развитие личности, способной к самообучению и саморазвитию в течение всей своей жизнедеятельности. Такой процесс образования базируется на гуманизации и гуманитаризации обучения.

«Мировоззренческо-методологическая парадигма образования xxi века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Гуманизация проявляется в ориентации на личностное развитие учащегося, раскрытие его внутреннего мира, формирование его нравственных ориентиров, духовных и культурных ценностей. При этом, духовные ценности приобретают особую значимость в развитии человека, его становлении полезным членом социума. Эта ориентация носит свободный характер, т. е. навязывание ценностей не допускается. Человек должен сам осознать и принять духовные ценности и следовать им.

Гуманитаризация образования проявляется в предоставлении большего объема знаний о человеке, а также в развитии культуры личности, ее мотивации к исследовательской деятельности и непрерывному совершенствованию своих умений.

Мировоззренческо-методологическая парадигма образования нацелена на создание такой образовательной среды, которая позволит эффективно реализовать индивидуальную траекторию обучения. Это означает, что в процессе обучения, каждой личности будет избрано свое направление, отвечающее ее способностям, стремлениям, интересам, финансовым возможностям и т.д.

Функциональная роль педагога в новой образовательной системе сводится к выполнению им инженерных и конструкторских функций. Педагог должен строить путь обучения, избирать его оптимальную направленность и пространственную ориентацию, исходя из целевого назначения образования новой парадигмы.

Новая образовательная парадигма актуальна для развитого инновационного общества, экономика и социальная сфера которого будет активно использовать продукты новой образовательной сферы. При этом, важно отметить взаимосвязь между системой образования и экономикой. Только развитая образовательная сфера, ее инновационная ориентация поможет создать среду для экономического развития общество, обеспечит его переход на новый уровень.

Противоречия мировоззренческо-методологической парадигмы образования XXI века

Переход к новой образовательной системе невозможен без разрешения, имеющихся противоречий:

  1. Только высокая стоимость образования обеспечит его качественность, а доступности образования можно достигнуть за счет его низкой стоимости или бесплатности. Хорошее качественное образование имеет достаточно высокую цену. Это обусловлено тем, что профессиональная подготовка педагогов, повышение их квалификации требует больших финансовых затрат, а выполнение ими в дальнейшем своих профессиональных функций требует хорошего материального вознаграждения. Кроме того, коэффициент полезного действия обучения находится на низком уровне из-за огромного сопротивления данному процессу.
  2. Только узкая направленность обучения дает положительные результаты, готовит настоящих профессионалов, но при этом, специалист должен иметь широкий спектр знаний, уметь использовать межпредметные знания для решения сложных рабочих задач, взаимодействия со специалистами других профилей. Традиционная парадигма обучения никак не способствует разрешению данных противоречий. Она твердо стоит на том, что узкие знания это хорошо только в одном случае, но не решает важных проблем и приводит к возникновению новых в другом. Новая парадигма образования позволяет организовать его таким образом, чтобы разрешить данное противоречие, сформировав квалифицированных узконаправленных специалистов, владеющих межпредметными знаниями.
  3. Только добровольное обучение позволяет достичь положительного эффекта, создать настоящих профессионалов своего дела, но при этом образование не может быть необязательным, поскольку это чревато развитием большой доли некомпетентных граждан, что станет социально опасной тенденцией общественного развития. Для разрешения данного противоречия необходимо создание новой образовательной системы, построенной на инновационной идеологии, эффективном применении передовых телекоммуникационных технологий. Это сделает систему образования доступной и более качественной, продвинет страну на мировой рынок образовательных услуг.
Дата последнего обновления статьи: 25.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot