Воспитательный потенциал мини-музеев
Мини-музей – это специально созданное пространство в заведении ДОУ, ориентированное на обучение и воспитание детей, привитие им нравственных и социальных принципов поведения.
Мини-музеи являются методом, так называемой, музейной педагогики, которая была развита в Германии в начала XX столетия, а затем, ее методы получили широкое и активное применение в советской педагогике дошкольного образования.
Музейная педагогика основана на принципе положительного воздействия музеев на развитие личностей подрастающего поколения. Музей помогает приобщить ребенка к истории своей страны, опыту жизнедеятельности предшествующих поколений.
Рисунок 1. Музейная педагогика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Организация посещений музеев, пусть даже регулярных, не дает должного воспитательного эффекта. В зависимости от возраста ребенка, его восприятие музейной тематики имеет разную степень развития, аподготовка к восприятию музейных экспонатов носит длительный характер. Поэтому, целесообразно создание мини-музея т.е. музея, находящегося в воспитательном и развивающем пространстве.
Воспитательный потенциал мини-музеев сводится к следующему:
- Развитие у ребенка художественных предпочтений.
- Развитие навыков взаимодействия с музейными экспонатами.
- Совершенствование речевых навыков в процессе ознакомления с музейными экспонатами.
- Активизация познавательной деятельности.
- Формирование мотивации к творческим направлениям деятельности.
Использование мини-музеев для ознакомления с реальными объектами и процессами окружающего мира актуально потому, что все экспонаты музеев можно трогать, рассматривать. Это повышает интерес детей к познанию. В настоящем музее не разрешено трогать экспонаты, в своем мини-музее это возможно, а потому мини-музей имеет большую ценность в воспитании подрастающего поколения.
Назначение мини-музеев в ДОУ
Создание мини-музеев в предметно-развивающем пространстве дошкольной образовательной организации имеет одно важное назначение – патриотическое воспитание дошкольников. Посредством музейной тематике осуществляется формирование у дошкольников любви к Родине, уважительного отношения к ее истории и традициям, культурным особенностям и национальным ценностям.
Кроме того, мини-музеи развивают у дошкольников навыки совместной деятельности – музеи формируются путем совместной работы детей с воспитателями, а иногда к этому процессу привлекаются и родители. Это способствует трудовому воспитанию дошкольников: развитию у них уважительного отношения к своему и чужому труду, трудовой деятельности и основ ее формирования. Помимо этого, происходит развитие эмоционального взаимодействия в детском коллективе, укрепляются взаимоотношения между дошкольниками и воспитанниками.
В ходе ознакомления дошкольника с музейными экспонатами происходит, как бы, вступление в диалог дошкольника с историей и культурой своей страны и мира. Это развивает наглядно-действенное мышление ребенка, давая ему представление об устройстве материального мира.
Назначение мини-музеев сводится к выполнению ими следующих функций:
- Развивающая – активизация мыслительной деятельности дошкольника, расширение словарного запаса, памяти, развитие воображения.
- Просветительская – формирование представлений об устройстве мира и его объектов, исторических событиях.
- Образовательная – познание окружающего мира, развитие интереса к природе и ее процессам, формирование экологического мышления, расширение кругозора.
- Воспитательная – формирование нравственных ориентиров деятельности, усвоение культурных норм социального поведения, развитие личностных качеств и усвоение моральных ценностей в различных сферах деятельности.
Особенности организации мини-музеев в ДОУ
Мини-музеи создаются путем включения музейных экспонатов в предметно-развивающее пространство ДОУ. Они создаются на основе совместной деятельности детей, воспитателей и родителей.
Экспонаты музеев зависят от возрастной группы дошкольников. Например, в младшем дошкольном возрасте актуально использовать игрушки в виде героев сказок, а в старшем дошкольном возрасте можно включить в музей различные книги и иллюстрации картин великих художников.
При организации мини-музеев осуществляется опора на следующие принципы:
- Принцип культуросообразности воспитания. Экспонаты музеев должны отвечать требованиям общечеловеческой культуру и культуре отдельных наций и народностей, к которым принадлежат дошкольники.
- Принцип расширения социальных связей. В ходе ознакомления с музейными экспонатами должен расширяться кругозор ребенка и взаимодействие дошкольника с окружающим миром приобретает полноценный характер.
- Принцип приоритетности культурного наследия в ходе формирования музеев. Хорошо включать образцы национальной культуры, народного творчества в образцы мини-музеев.
- Принцип опоры на эмоциональную сторону развития дошкольника. Музейные экспонаты должны оказывать положительные эмоциональные реакции, которые мотивирует ребенка к познанию данного объекта, прививают ему художественный вкус, формируют чувство прекрасного.
Мини-музеи могут располагаться в помещении группы ДОУ. Им может быть отведено небольшое пространство (полка, раскладная ширма). Также, музеи могут располагаться в комнате, где переодеваются дети. Это дает возможность родителям видеть музейные экспонаты, а дети могут рассказывать родителям о своих впечатлениях по поводу знакомства с музейными экспонатами, эмоциями, которые они испытали.
Главное в организации мини-музеев – доступность для дошкольников. Музейные экспонаты должны находиться в зоне видимости и в зоне доступности дошкольника. Он должен иметь возможности свободного использования экспонатов в любое время и в любом виде деятельности.
Рисунок 2. Оформление мини-музеев в ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В мини-музеи могут быть помещены объекты детского творчества. Это демонстрирует ребенку значимость его творческой деятельности, активизирует его творческий потенциал. Ребенок становится творцом, работы которого демонстрируют другим детям, родным и чужим взрослым. это является эффективным средством мотивации дошкольников к творческой деятельности, творческому развитию.