Методы стимулирования деятельности и поведения – это методы, оказывающие воздействие на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение детей к улучшению собственного поведения и развитие у них положительной мотивации дальнейшего поведения.
Цели и задачи методов стимулирования деятельности и поведения
В основе методов стимулирования деятельности и поведения заложены принуждение и побуждение. Использование педагогом методов стимулирования способствует формированию у воспитанников навыков адекватной оценки своего поведения, что положительно сказывается на понимании смысла собственной жизнедеятельности, выбору целей и мотивов, являющихся сутью мотивации.
Основными задачами методов стимулирования являются:
- Формирование и закрепление правильной модели и формы поведения.
- Профилактика и пресечение негативных поступков и проявлений.
- Формирование необходимой положительной мотивации поведения.
Условия эффективности применения методов стимулирования:
- использование методов с обязательным учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника;
- применение методов с опорой на общественное мнение;
- точная эмоциональная направленность каждого метода;
- правильная и точная дозировка применения методов.
Основные педагогические требования к организации методов стимулирования:
- целесообразность
- справедливость
- принципиальность
- посильность
- доступность
- однозначность
- определенность
- тактичность
- гласность
- твердость
- опора на мнение детского коллектива.
Требование
Требование – это один из методов педагогического воздействия на сознание воспитанников с целью вызова, стимулирования или торможения определенных видов деятельности.
Требование основано на личных взаимоотношениях между педагогом и детьми.
По форме предъявления различают:
- Непосредственные требования – требования, которые педагог предъявляет к воспитаннику лично, без участия посредников.
- Опосредованные требования – требования предъявляются косвенно, через посредников. Например, опосредованное требования – это когда педагог предъявляет воспитаннику требование через актив коллектива или общественное мнение.
Выделяют следующие виды требований:
- Прямые требования – представлены приказом, указанием, запретом. Характеризуются императивностью, определенностью, конкретностью, точностью и понятностью формулировки.
- Косвенное требование – представляет собой совет, намек, просьбу, условие и т.д. Отличие от прямого, состоит в том, что оно направлено на стимулирование к действию посредством психологических факторов (переживание, заинтересованность, стремление помочь и т.д.). В косвенном требовании меньше принуждения, перед воспитанником ставится выбор действий.
- Требование-совет – обращение к воспитаннику в виде рекомендаций или убеждения в целесообразности совершаемых действий и модели поведения.
- Требование с доверием – используется, когда между педагогом и воспитанником установлены дружеские отношения, основанные на взаимном уважении.
- Требование – просьба – используется в хорошо организованном коллективе, где между педагогом и учащимися дружеские взаимоотношения, в результате которых в просьбе проявляется доверие и уважение.
- Требование-намек – употребляется, когда педагог не хочет обращаться к ребенку в силу разных причин «на прямую», но желает побудить у него намерения совершения определенного поступка самостоятельно.
- Требование-условие – используется, когда воспитанник имеет сильную заинтересованность в конкретных действиях со стороны педагога, то есть данный метод имеет определенный спекулятивный характер.
Таким образом, требование оказывает значительное влияние на процесс воспитания ребенка. Результатом его использования в воспитательном процессе является доведение определенных действий до автоматизма путем их многократного повторения.
Поощрение и наказание
Поощрение — это метод стимулирования определенных положительных проявлений личности посредством высокой оценки ее поступков, порождением чувства радости и удовлетворения от признания другими ее усилий.
Поощрение имеет значительный воспитательный эффект, оно очень значимо и ценно для каждого воспитанника. Успешность его в воспитательном процессе обусловлена постоянной поддержкой общественным мнением. Поощрение предполагает возбуждение у воспитанника позитивных эмоций, уверенности в себе и собственных силах.
При использовании поощрения необходимо соблюдать правила его применения:
- поощрение должно быть заслуженным;
- поощрение – это естественное следствие положительного поступка ребенка, а не следствие к стремлению его получить;
- поощрение должно быть индивидуально и соразмерно совершенному поступку;
- поощрение не должно противопоставлять ребенка всему коллективу;
- при использовании поощрения необходимо соблюдать меру и осторожность, не следует хвалить ребенка за то, что дано ему от природы и не требует от него проявления каких-либо усилий;
- ни в коем случае нельзя поощрять несколько раз за одно и тоже.
Различают следующие виды поощрения:
- одобрение
- похвала
- награждение
- благодарность
- материальное вознаграждение и т.п.
Наказание — это метод торможения негативных проявлений личности, посредством использования отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства стыда, вины и раскаяния.
В том случае, если после наказания воспитанник испытывает чувство обиды и злости на педагога, то наказание было применено к нему технически не верно, либо оно не заслужено.
Правила применения наказания:
- Наказание ни в коем случае не должно унижать ребенка и его достоинство.
- Наказание должно быть соразмерно проступку.
- Не стоит наказывать за один и тот же проступок дважды.
- Выбор наказания должен осуществляться исходя из индивидуальных особенностей ребенка и характеру совершенного проступка.
Виды наказания: замечание, порицание, неодобрение, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав, отказ от наказания, выговор, отсроченное наказание, наложение дополнительных обязанностей и др.