Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы стимулирования деятельности и поведения

Определение 1

Методы стимулирования деятельности и поведения – это методы, оказывающие воздействие на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение детей к улучшению собственного поведения и развитие у них положительной мотивации дальнейшего поведения.

Цели и задачи методов стимулирования деятельности и поведения

В основе методов стимулирования деятельности и поведения заложены принуждение и побуждение. Использование педагогом методов стимулирования способствует формированию у воспитанников навыков адекватной оценки своего поведения, что положительно сказывается на понимании смысла собственной жизнедеятельности, выбору целей и мотивов, являющихся сутью мотивации.

Основными задачами методов стимулирования являются:

  1. Формирование и закрепление правильной модели и формы поведения.
  2. Профилактика и пресечение негативных поступков и проявлений.
  3. Формирование необходимой положительной мотивации поведения.

Условия эффективности применения методов стимулирования:

  • использование методов с обязательным учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника;
  • применение методов с опорой на общественное мнение;
  • точная эмоциональная направленность каждого метода;
  • правильная и точная дозировка применения методов.

Основные педагогические требования к организации методов стимулирования:

  • целесообразность
  • справедливость
  • принципиальность
  • посильность
  • доступность
  • однозначность
  • определенность
  • тактичность
  • гласность
  • твердость
  • опора на мнение детского коллектива.

Требование

Определение 2

Требование – это один из методов педагогического воздействия на сознание воспитанников с целью вызова, стимулирования или торможения определенных видов деятельности.

«Методы стимулирования деятельности и поведения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Требование основано на личных взаимоотношениях между педагогом и детьми.

По форме предъявления различают:

  1. Непосредственные требования – требования, которые педагог предъявляет к воспитаннику лично, без участия посредников.
  2. Опосредованные требования – требования предъявляются косвенно, через посредников. Например, опосредованное требования – это когда педагог предъявляет воспитаннику требование через актив коллектива или общественное мнение.

Выделяют следующие виды требований:

  1. Прямые требования – представлены приказом, указанием, запретом. Характеризуются императивностью, определенностью, конкретностью, точностью и понятностью формулировки.
  2. Косвенное требование – представляет собой совет, намек, просьбу, условие и т.д. Отличие от прямого, состоит в том, что оно направлено на стимулирование к действию посредством психологических факторов (переживание, заинтересованность, стремление помочь и т.д.). В косвенном требовании меньше принуждения, перед воспитанником ставится выбор действий.
  3. Требование-совет – обращение к воспитаннику в виде рекомендаций или убеждения в целесообразности совершаемых действий и модели поведения.
  4. Требование с доверием – используется, когда между педагогом и воспитанником установлены дружеские отношения, основанные на взаимном уважении.
  5. Требование – просьба – используется в хорошо организованном коллективе, где между педагогом и учащимися дружеские взаимоотношения, в результате которых в просьбе проявляется доверие и уважение.
  6. Требование-намек – употребляется, когда педагог не хочет обращаться к ребенку в силу разных причин «на прямую», но желает побудить у него намерения совершения определенного поступка самостоятельно.
  7. Требование-условие – используется, когда воспитанник имеет сильную заинтересованность в конкретных действиях со стороны педагога, то есть данный метод имеет определенный спекулятивный характер.
Замечание 1

Таким образом, требование оказывает значительное влияние на процесс воспитания ребенка. Результатом его использования в воспитательном процессе является доведение определенных действий до автоматизма путем их многократного повторения.

Поощрение и наказание

Определение 3

Поощрение — это метод стимулирования определенных положительных проявлений личности посредством высокой оценки ее поступков, порождением чувства радости и удовлетворения от признания другими ее усилий.

Поощрение имеет значительный воспитательный эффект, оно очень значимо и ценно для каждого воспитанника. Успешность его в воспитательном процессе обусловлена постоянной поддержкой общественным мнением. Поощрение предполагает возбуждение у воспитанника позитивных эмоций, уверенности в себе и собственных силах.

При использовании поощрения необходимо соблюдать правила его применения:

  • поощрение должно быть заслуженным;
  • поощрение – это естественное следствие положительного поступка ребенка, а не следствие к стремлению его получить;
  • поощрение должно быть индивидуально и соразмерно совершенному поступку;
  • поощрение не должно противопоставлять ребенка всему коллективу;
  • при использовании поощрения необходимо соблюдать меру и осторожность, не следует хвалить ребенка за то, что дано ему от природы и не требует от него проявления каких-либо усилий;
  • ни в коем случае нельзя поощрять несколько раз за одно и тоже.

Различают следующие виды поощрения:

  • одобрение
  • похвала
  • награждение
  • благодарность
  • материальное вознаграждение и т.п.
Определение 4

Наказание — это метод торможения негативных проявлений личности, посредством использования отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства стыда, вины и раскаяния.

В том случае, если после наказания воспитанник испытывает чувство обиды и злости на педагога, то наказание было применено к нему технически не верно, либо оно не заслужено.

Правила применения наказания:

  1. Наказание ни в коем случае не должно унижать ребенка и его достоинство.
  2. Наказание должно быть соразмерно проступку.
  3. Не стоит наказывать за один и тот же проступок дважды.
  4. Выбор наказания должен осуществляться исходя из индивидуальных особенностей ребенка и характеру совершенного проступка.

Виды наказания: замечание, порицание, неодобрение, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав, отказ от наказания, выговор, отсроченное наказание, наложение дополнительных обязанностей и др.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot