Основы построения системы формирующего оценивания
Формирующее оценивание – это разновидность оценивания, основанного на анализе знаний, умений и навыков учащегося, оценке его поведения и сформированности целевых ориентиров деятельности.
Данный тип оценивания направлен на мотивацию учащихся к дальнейшему обучению и развитию. Он позволяет спланировать свою деятельность, выстроить учебный процесс так, чтобы достичь конкретных результатов.
Школьники учатся самооценке и самоанализу своей деятельности и своего развития.
Система формирующего оценивания опирается на следующие принципы работы:
- Непрерывность оценивания, его встраивание в образовательную практику.
- Критериальное оценивание. В качестве критериев выбираются целевые ориентиры обучения и их достижение в ходе его реализации.
- Совместная выработка параметров оценивания и подбор критериев т.е. педагог определяет критерии оценивания вместе с учащимися.
- Включение каждого учащегося в оценочную деятельность. Это мотивирует к самооценке и саморазвитию учащегося.
Алгоритм взаимодействия педагога с учащимися в условиях формирующего оценивания
Формирующее оценивание предполагает организацию образовательной деятельности на основе установления взаимодействия между педагогом и учащимися и наличие обязательной обратной связи т.е. педагог дает знания и реализует оценку их усвоения.
Взаимодействие педагога с учащимися имеет свои особенности построения. Здесь, важно учитывать на каком этапе обучения используется данная система и какие критерии выбраны для оценки качества обучения.
Алгоритм построения взаимодействия педагога и учащихся состоит из следующей последовательности действий:
- Планирование итогов обучения учащихся, усвоенных ими знаний и сформированных навыков по конкретным темам. Итоги обучения определяются педагогом при составлении рабочей программы своей деятельности. Итоги обучения должны быть разработаны по каждому разделу, каждой теме, каждой дисциплине. Кроме того, итоги разрабатываются и для каждого отдельного урока.
- Постановка целевых ориентиров обучения. Они выступают образовательными результатами для учащихся, т.е. педагог определяет, чего необходимо достичь в ходе усвоения конкретного раздела, темы дисциплины. Цели требуют своей четкой постановки, однозначности трактовки и доступности понимания учащимися конкретной возрастной группы.
- Постановка задач, ориентированных на достижение целевых ориентиров деятельности. Задачи учебного занятия или учебной четверти состоят из совокупности действий учащихся, различных видов и направлений их деятельности на пути к поставленной цели. Эти действия необходимы и важны.
- Определение параметров оценивания. Педагог, вместе с учащимися выбирает оптимальные критерии оценивания их образовательной деятельности и ее итогов. Они должны быть конкретными, понятными, однозначными.
- Реализация оценивания по установленным критериям.
- Реализация обратной связи между педагогом и учащимися. Она может идти от учащегося к педагогу и наоборот, а может осуществляться между учащимися. Все зависит от методов и технологий организации обучения. На этом этапе реализуется педагогическое сопровождение образовательной деятельности учащихся. Это позволяет своевременно выявить трудности в обучении и сформировать систему поддержки учащего по борьбе с ними.
- Сопоставление полученных итогов деятельности учащегося с динамикой его развития, с его предыдущими успехами и неудачами.
- Определение места учащегося в системе обучения. Здесь, предполагается нахождение учащегося на пути к поставленной цели т.е. как далек он от нее, каковы возможности его дальнейшего развития, продвижения к цели и определение временного периода, в течение которого цель будет достигнута.
- Внесение поправок в образовательный маршрут учащегося. Они ориентированы на его приближение к поставленной цели, за счет изменения темпа деятельности, изменения уровня сложности заданий, проведения дополнительных, внеурочных занятий.
Методы формирующего оценивания
Формирующее оценивание реализуется за счет использования следующих методов:
- Тестирование. Оно позволяет оценить уровень овладения учащимися конкретной учебной информацией;
- Ведение дневников самооценки. Они отражают видение учащихся своих успехов, достижений, приближения к поставленной цели. Педагог, посредством этих дневников, может оценить уровень прогресса учащихся и скорректировать их обучение;
- Метод измерения температуры. Он ориентирован на оценку верности выполнения учащимися отдельных заданий, упражнений. В ходе выполнения заданий педагог спрашивает учащихся о том, что и зачем они делают? Это дает понимание осознанности выполнения ими заданий и верности понимания целевого назначения деятельности. Также, педагог может прервать выполнение задания на каком-то этапе и продемонстрировать выполненное, а также дальнейших ход деятельности учащихся;
- Проведение индивидуальных бесед. Они оценивают уровень понимания учащимися учебного материала;
- Проведение формативных опросов. Они ориентированы на определение понимания учащимися новой темы, ее разъяснения педагогом. Формируется перечень вопросов уточняющего характера;
- Метод обобщения. Он ориентирован на подведение итогов изучения новой темы. Учащимся предлагается обобщить изученное всего одним словом или предложением;
- Словесное оценивание. Оно ориентировано на устную похвалу учащегося за выполненную работу или указание ошибок при ее выполнении. Оценка не ставится. Учащихся анализирует свою деятельность в опоре на обратную связь педагога и формирует планы ее дальнейшего развития;
- Метод взаимооценивания. Он позволяет оценить творческие работы, выполняемые учащимися, посредством выставления им оценок друг другу. Оценки ставятся в виде звезд, указывающих на степень приближения учащегося к цели и необходимость доработки задания.