Методы преподавания – это специально разработанные приемы передачи информации педагогом учащимся, а также выстраивания им системы взаимодействия с учащимися, ориентированного на реализацию плодотворного познавательного процесса, достижение целей и задач образования.
Методов преподавания существует большое множество. Каждый из методов ориентирован на обучение учащихся различным навыкам и передачу им знаний из конкретной научной области.
Методы преподавания направлены на организацию познавательной работы учащихся. Потому, их применение зависит от той области познания, развития тех навыков и знаний, которые необходимы в каждом конкретном случае.
Что касается методов преподавания иностранных языков, то они различаются по конкретным признакам и составным компонентам, общепедагогическим и частнометодическим целям обучения, соотношению родного языка с иностранным, роли грамматики иностранного языка в учебном процессе и иным признакам.
Основные характеристики методов преподавания иностранных языков
Методы преподавания иностранных языков различаются по следующим основным характеристикам:
- Наличие или отсутствие родного языка при изучении иностранного.
- Сочетание речевого практического общения на иностранном языке с языковой теорией и методологией.
- Опора или ее отсутствие на психические состояния обучающихся при познании иностранного языка.
- Способы организации учебного процесса по преподаванию иностранного языка.
- Творческий подход педагога к своей профессиональной деятельности.
От данных параметров зависит выбор педагогом того или иного метода обучения иностранному языку. По сути, методы и отличаются друг от друга именно по этим признакам и отражают специфику изучения иностранного языка и особенности его преподавания.
Следует также отметить, что в основе языкового познания лежат методические принципы, отражающие специфику языкового обучения и языкового познания. К методическим принципам обучения иностранным языкам относятся:
- Принцип коммуникативной направленности языкового преподавания;
- Принцип учета специфических характеристик родного языка и его связи с изучаемым;
- Принцип взаимосвязанного обучения по всем видам речевой деятельности;
- Принцип функциональности языкового познания;
- Принцип устного опережения. Он означает, приоритет развитию устной речи, устного общения на иностранном языке над познанием письма.
В образовательном процессе современного общества для языкового познания применяются, как традиционные методы обучения, так и нетрадиционные, отвечающие тенденциям развития современной социально-экономической среды и ее потребностям.
Традиционные методы преподавания иностранных языков
К традиционным методам преподавания иностранных языков относятся:
- Коммуникативный метод. Он основан на создании на занятиях реальной или приближенной к реальности среды коммуникативного взаимодействия на иностранном языке. Имитируются реальные ситуации языкового общения, стимулирующие активную устную иностранную речь учащихся.
- Грамматико-переводной метод. Обучение языку опирается на изучение его грамматических основ и обогащение словарного запаса
- Прямой метод. Он связан с организацией наблюдений учащихся за представленным языковым материалом и самостоятельное выведение ими правил использования языковых средств, построения языковых единиц, которые в дальнейшем приобретают системный характер.
- Лексико-переводный метод. Он основан на изучении иностранной лексики и грамматических основ языка, посредством чтения иностранных текстов. Учащимся предлагается читать художественную литературу в подлинном виде.
- Аудио-лингвальный метод. Он основывается на всестороннем обучении иностранной речи через разбиение языка на составные компоненты и их постепенное и последовательное освоение. По завершению обучения, прогнозируется овладение учащимися всеми сторонами речи: устной и письменной.
- Аудиовизуальный метод. Он опирается на преподавание языка в устной форме с применением средств наглядности для представления и лучшего понимания информации. При этом, обучение языку носит целостный характер.
- Сознательно-сопоставительный метод. Он основывается на сознательном овладении иностранным языком т.е. механическое заучивание лексики и грамматических правил исключается. Производится сопоставление иностранного языка с родным и последовательное систематическое овладение иностранной речью.
Современные методы преподавания иностранных языков
Среди современных методов языкового познания можно отметить следующие:
- Метод «общины». Он опирается на реализацию гуманистической направленности образовательной деятельности. Педагог дает учащимся свободу выбора содержания языкового обучения, его темп и ритм. В основном производится перевод текстов с родного языка на иностранный при командной работе учащихся т.е. они делятся на группы и работают сообща.
- Суггестопедический метод. Метод опирается на оказание воздействия на память учащихся: раскрытие ее резервов, активизацию всех возможностей. Для этого, применяются специальные приемы на занятиях, связанные с поддержанием определенного темпа речи, соблюдением педагогом интонации, мимики, использованием музыкального сопровождения.
- Эмоционально-смысловой метод. Он основывается на организации свободного общения на иностранном языке между педагогом и учащимися. Это учит учащихся построению монологов и диалогов.
- Лингвосоциокультурный метод. Он связан с познанием иностранного языка в опоре на знания о культурной идентичности его носителей, знакомство с традициями и жизнедеятельностью носителей.
- Проблемно-поисковые методы. Они основываются на познании языка через постановку проблемной ситуации, которую требуется разрешить учащимся, становясь инициативными пользователями языка.
- Метод опоры на физические возможности и физическое развитие. Он связан с познанием иностранной речи через имитацию ситуация овладения родным языком и сопровождением иностранной речи выполнением физических упражнений, разнородных физических действий.