Методы практического обучения – это способы самостоятельного познания учащимися учебной информации посредством выполнения активных действий.
Методы практического обучения особенно актуальны на уроках технологии, поскольку освоение различных производственных процессов невозможно без практической отработки данных навыков. Теория технологии не дает должного образовательного эффекта. Поэтому, на уроках технологии, на любой стадии обучения применяются практические методы.
Применение наглядных методов обучения на уроках технологии
Наглядные методы обучения – это методы визуального восприятия учебной информации, реализуемые за счет активизации зрительной памяти и внимания и, повышающие продуктивность обучения.
Наглядные методы обучения относятся к группе методов практического обучения. Они играют важную роль в организации образовательного процесса на уроках технологии в начальной школе. Это обуславливается следующими положительными моментами применения наглядных методов:
- Расширение навыков чувственного познания. Наглядные методы базируются на чувственном восприятия различных процессов и явлений. Если технологические процессы познаются через органы чувств, то их понимание и осознание переходит на новый, более продуктивный, уровень.
- Расширенное визуальное знакомство детей с материалами и их свойствами. Ребенку младшего школьного возраста важно видеть, из чего создан тот или иной объект, инструменты, которые используются для его создания и т.д. Визуальное восприятие повышает эффективность запоминания.
- Развитие навыков целенаправленной наблюдательности. Наблюдение за технологическими процессами требуют концентрации внимания и сосредоточенности.
- Создание предпосылок для формирования абстрактного мышления.
На уроках технологии применяются следующие наглядные методы обучения:
- Демонстрация. Данный метод связан с показом свойств материалов, устройства того или иного объекта, операций с материалами и объектами, особенностей применения инструментов, конструирования различных изделий. Это метод актуально использовать на начальных этапах технологического обучения, поскольку дети еще не знакомы с дисциплиной, не знают о многих процессах и явлениях, объектах и их свойствах. Им надо все показать: как создается то или иное изделие, какие этапы изготовления оно проходит. Также, метод демонстрации применяется тогда, когда педагог хочет показать детям операцию, которую они не могут выполнить сам, так как это противоречит технике безопасности: работа с химическими веществами, огнем;
- Иллюстрация. Иллюстрации ориентированы на показ образцов изделий, каких-то производственных процессов, технологий изготовления, схем выполнения какого-то процесса или устройства какого-то изделия. Сюда же относятся инструкции по выполнению какой-то технологической работы, операции. Они могут быть представлены в виде чертежей, графических схем, рисунков, фотографий и имеют словесные пояснения, изображенного.
Организация лабораторных работ на уроках технологии
Лабораторная работа – это метод обучения, основанный на выполнении опыта для проверки какого-то утверждения, гипотезы, знания, реализуемый в форме последовательности практических действий.
Применение лабораторных работ на уроках технологии в начальной школе реализуется по следующим направлениям:
- Изучение строения объектов.
- Изучение устройства инструментов и их действия.
- Изучение работы различных приборов.
- Изучение работы различного оборудования.
- Организация сборки технологического оборудования.
- Измерение различных величин.
- Изучение разновидностей природных и иных материалов.
- Ознакомление со структурой различных технологических объектов, материалов и процессов.
Проведение лабораторной работы в начальной школе осуществляется под строгим контролем педагога. Он выполняет все действия совместно с учащимися и контролирует соблюдение ими техники безопасности. Важно, начинать лабораторную работу с предварительного ознакомления с действиями, которые будут совершаться в ее ходе. На начальных этапах, каждое действие должно быть показано педагогом, объяснено и выявлено понимание учащимися его выполнения. Только потом, оно может выполняться учащимися.
Лабораторные работы проводятся по следующей схеме:
- Озвучивание педагогом названия работы.
- Постановка цели выполнения работы.
- Ознакомление с оборудованием и инструментами, которые будут использованы в ее ходе.
- Объяснение педагогом особенностей организации работы: временные ресурсы, техника проведения.
- Технические сведения по данной работе. Они отражают цель работы и ее содержание. При этом, в расчет берутся временные ресурсы и программные требования. Также, учитывается уровень подготовки учащихся в данном направлении деятельности и их потенциальные возможности.
- Озвучивание порядка выполнения работы. Педагог рассказывает об этапах работы и действиях учащихся на каждом этапе.
- Контрольные вопросы. Они ориентированы на выявление понимания учащимися предстоящей работы, ее целей и специфики.
Упражнения на уроках технологии в начальной школе
Упражнение – это метод практического обучения, ориентированный на практическую отработку теоретической информации путем выполнения ряда заданий.
Упражнения, используемые на уроках технологии в начальной школе, как правило, реализуются в игровой форме. Это актуально потому, что в младшем школьном возрасте, игра продолжает занимать ведущую позицию среди видов деятельности ребенка. Игра повышает интерес к занятию и мотивирует к познанию.
Игровые упражнения могут быть ориентированы на отгадывание какого-то термина или инструмента, определение свойств объекта, дорисовки недостающих частей объекта, проведение замеров и т.д.
Примерами упражнений, применяемых на уроках технологии в начальной школе, могут быть:
- Сбор слова. Формируются карточки, на которых записано слово по исследуемой теме, но буквы в нем перепутаны местами. Учащимся требуется расставить буквы по местам и озвучить слово. Например, швея, ножницы, повар, столяр;
- Подбор слов по конкретной теме. Выбирается тема и дается совокупность слов, часть из которых относится к ней, а часть нет. Учащимся предстоит выбрать нужные слова;
- Дорисовка объектов. Педагог рисует часть какого-то инструмента или технологического объекта, а учащимся необходимо отгадать что это и дорисовать;
- Отработка навыков измерения. Учащиеся делают замеры «на глаз» т.е. учатся отмерять размеры объектов без линейки и сантиметра. К примеру, длина парты измеряется количеством карандашей, а объем талии одноклассника пальцами и т.д.
Любые упражнения, применяемые на уроках, ориентированы на закрепление изученного материала.