Педагогическое воздействие
Методы обучения – это способы взаимодействия учителя с учащимися, в результате которого они усваивают знания, умения и навыки, предусмотренные содержанием обучения.
Общение осуществляется благодаря различным коммуникативным средствам. Важная роль при этом отводится умению внешнего выражения своих внутренних эмоций и правильному пониманию эмоционального состояния собеседника.
Педагогическое воздействие в процессе общения с учащимся может быть:
- прямым – объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и пр.;
- косвенным – через других лиц, посредством игры, сказки, песни, музыки.
Необходимо использовать эмоционально-положительные формы общения. Выразительные движения являются моторным компонентом выражения разнообразных эмоциональных реакций, эмоциональных состояний и играют важную роль в процессе общения. Используют следующие методики обучения выразительным движениям:
- проигрывание этюдов, предполагающее последовательное изучение поз, походки и пр.;
- инсценировка с демонстрацией разнообразных эмоциональных состояний, узнавание детьми показанных эмоций, их анализ и сравнение;
- использование вспомогательных средств общения при обучении детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиления отдельных видов неречевого общения.
Все это помогает развить культуру общения детей и со взрослыми, и с ровесниками. Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста осуществляется во взаимосвязи с процессом формирования у детей навыка коллективизма. При формировании у ребенка стремления общаться, взрослым необходимо поощрять даже самые робкие попытки играть вместе.
Методы повседневной работы с детьми
Педагогами используется ряд различных методов, применяемых в повседневной работе с детьми с целью обучения их средствам и способам взаимодействия со взрослыми и с ровесниками. Основные из них:
- Беседа. Предполагает целенаправленное обсуждение какой-то темы, организованный, подготовленный диалог на заранее запланированную тему. Ценность беседы предполагает то, что взрослый обучает ребенка логическому мышлению, помогает думать, поднимая от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В ходе беседы дети должны припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и формулировать выводы и умозаключения. Вместе с мышлением в беседе развивается и речь. Также в беседах воспитывается сдержанность, вежливость и целостная культура речевого общения. Речевая деятельность детей в беседе отличается от бытового разговора, в первую очередь внутренним программированием и обдумыванием собственного высказывания. Идет активизация, уточнение и дополнение словарного запаса детей.
- Чтение художественных произведений. Выбор произведения должен быть обоснованным, соответствующим разработанным критериям, требуя проведение литературного анализа художественного текста: понимание основного смысла автора, характера действующих лиц, их взаимоотношений, мотивов и поступков. Подготовка к восприятию литературного текста, его содержания и формы предполагает объяснение незнакомых слов, являющееся обязательным приемом, обеспечивающим полноценное восприятие произведения. Важную роль отводят чтению книг с нравоучительным содержанием. Посредством художественных образов в них воспитываются моральные качества. Чтение таких книг обязательно должно сопровождаться беседой. Дети учатся оцениванию поступков персонажей и их мотивов. Педагог помогает осмыслению отношения к героям, добиваясь понимания главной идеи.
- Заучивание стихотворений. Данный метод призван формировать у детей умение воспринимать и оценивать поэтические произведения, воспитывать у них художественный вкус. Детям легче запоминать стихи с яркими и конкретными образами, так как их мышление отличается образностью. При восприятии стихотворения дети часто рисуют его содержание. В ходе беседы и заучивания у детей может вырабатываться личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного.
- Сюжетно-ролевая игра. Игра является педагогической азбукой общения. Ей отведено большое значение в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей-дошкольников. Психологическое воздействие игры заключается в развитии основных психических процессов и способностей ребенка, волевых и нравственных личностных качеств. В игре идет формирование начальных форм самооценки и самоконтроля, развиваются межличностные отношения со сверстниками. В игре развиваются и различные средства общения: движения, жесты, мимика, пантомимика, эмоции, сенсорика, внимание, память, мышление и речь.
- Дидактическая игра. Помогает закреплять и обобщать знания речевого этикета. Детьми проигрывается ситуация и применяются на практике имеющиеся знания.
Цель речевого воздействия - научить детей чистому и правильному говорению на родном языке, то есть свободному использованию правильного русского языка при общении друг с другом и взрослыми в ходе разных видов деятельности, свойственных дошкольному возрасту.
Правильную речь рассматривают в качестве:
- правильного произношения слов и звуков;
- правильного по смыслу употребления слов;
- умения правильного изменения слов в соответствии с грамматикой русского языка.