Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Средства формализации психолого-педагогического исследования

Средства формализации как компонент статистических методов

В настоящее время статистические методы стали не просто полезны, но и необходимы в различных психолого-педагогических исследованиях. Это объясняется потребностью выставления объективной оценки полученных результатов. Зачастую психолого-педагогические измерения, произведенные при помощи всевозможных методов, опросников, сопровождаются некоторыми недочетами и ошибками, которые обусловлены несовершенством диагностического инвентаря, разными обстоятельствами, связанными с проведением исследований. Известно, что итог психолого-педагогического измерения имеет вероятностный характер, а значит нужно постоянно подтверждать его статистическую достоверность. Всё это повлияло на более широкое применение в педагогике и психологии статистических методик сопоставления уровней исследуемых характеристик, интегральных черт результатов измерений.

Использованию статистических методов предшествует этап формализации, который считается их компонентом.

Формализация представляет собой отображение содержательного познания в знаково-символическом форме. Она базируется на различении естественного и искусственного языков.

Выражение мышления естественным языком вполне можно считать первым шагом формализации, так как данное средство общения характеризуется многозначностью, многогранностью, эластичностью, образностью. Это открытая, постоянно изменяющаяся система, неустанно приобретающая новые смыслы и значения.

Последующее углубление формализации соединено с построением языков искусственного происхождения, получивших название формализованных. Они по своей сущности более конкретны и исключают возможность разнопланового понимания, отличительного для натурального языка.

Символические языки точных наук преследуют не только задачу уменьшения записей, но и становятся инструментом познания, играя большую роль в теоретическом исследовании. Внедрение специальной символики дает возможность уничтожить многозначность слов естественного языка, потому что в формализованных рассуждениях каждый знак – строго определен и имеет одно четкое значение.

«Средства формализации психолого-педагогического исследования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В целом, значение формализации в научном познании состоит в следующем:

  • формализация дает возможность подвергать анализу, уточнять, характеризовать и объяснять понятия. Рутинные представления, выражаемые в разговорном языке, хотя и кажутся более понятными и неоспоримыми с позиции здорового смысла, но оказываются неуместными для научного познания в следствие их неопределенности, неоднозначности и неточности;
  • она приобретает специальную роль при анализе доказательств. Представление подтверждения в форме последовательности формул дает ему достаточную строгость и точность;
  • формализация является основой для процессов алгоритмизации и программирования вычислительных приборов, а процесс компьютеризации, как известно, активно используется уже во всех областях.

Главное в ходе формализации состоит в том, что при помощи формул синтетических языков можно создавать операции, получать из них новые формулы и значения.

Таким образом, длительные мыслительные операции легко заменяются действиями с символами и знаками. В этом понимании формализация представляет собой закономерный способ уточнения содержания идеи средством конкретизации ее закономерной формы.

Формализация в психолого-педагогическом исследовании

В психолого-педагогических исследованиях роль стимулов (S) играют чаще всего психолого-педагогические условия (независимые переменные): учебные программы, методики и технологии обучения, формы, методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса, учебные планы и т.д. Результаты экспериментального воздействия (зависимые переменные) — это характеристики личного роста учащегося, его психологическое состояние, характеристики социализации, самочувствия, интеллекта, уровня знаний и т.д.

Спецификой психолого-педагогических экспериментов считается влияние на их ход и результаты незапланированных (случайных) причин, которые сложно поддаются контролю, регулировке, а их воздействие порой может в значительной степени исказить результаты. К случайным причинам относят субъективные действия экспериментатора, наружные информаторы, личные специфики испытуемых и т. д.

Формализация объекта исследования, планирование самого исследования должны полагаться на минимизацию случайных причин при помощи выбора надлежащего намерения опыта и способов профилактики нарушений объективности его результатов. Помимо прочего необходимо корректно найти типы свободных переменных и зависимых, выбрать надлежащие измерительные приборы и в зависимости от цели исследования, проверяемых научных гипотез выбрать статистические аспекты оценки приобретенной исследователем информации.

Средства формализации психолого-педагогического исследования

Как правило, данная работа производится в теоретических изысканиях при обработке количественной информации, приобретенной в процессе психолого-педагогического исследования. В данном случае речь идет не исключительно о том, чтобы более наглядно предположить итоги исследования в виде графиков, таблиц, диаграмм, матриц и т. д., но и о необходимости применения статистических методов и средств формализации для подтверждения достоверности сделанных выводов.

Специфика средств формализации

Средства формализации по своей сущности специфичны и применение их в психолого-педагогическом исследовании не может быть слишком частым ввиду особенностей педагогического процесса.

Применяемые методы обработки данных не несут ответственность за их истинность. Они только лишь являются инструментом, при помощи которого возможно выполнить более основательную и глубокую интерпретацию приобретенного экспериментального материала, результатов исследований, выборочных опросов. Достоверность эмпирического материала обязана обеспечиваться выбором адекватных задачам исследования методов, подбором сообразных методик и шкал измерения, жестким следованием процедуре методики измерения, тщательностью и аккуратностью проведения измерений, точностью исполнения расчетов.

Кроме того, следует отметить, что изучаемые в психолого-педагогической области процессы сложно поддаются математическому описанию и всякой формализации. Они сложны, динамичны, многофакторны, порой неподражаемы, практически постоянно связаны с личностью человека, а значит, и избираемые методы и средства должны быть адекватными, отвечать морально-этическим нормам, гуманитарным ценностям. Известно, что далеко не все методы исследования, пригодные для естественно-научных дисциплин, могут использоваться в гуманитарной сфере.

Дата последнего обновления статьи: 04.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot