Выбор объектного пространства
В логике преподавательского изучения понимают постоянство и взаимную связь составляющих компонентов исследовательской работы.
К научно-исследовательской работе всегда приступают, определившись с выбором объектного пространства изучения. Отбирая объективное пространство, следует учитывать следующие объективные факторы: значительность, новшество и перспективность, а также индивидуальные особенности: воспитание, жизненный опыт, склонности, круг интересов, способности, менталитет исследователя, направление его профессиональной деятельности и т.д. Отбор объектного пространства зависит от определения исследовательской проблемы и темы исследования. При этом в теме содержится проблема.
Проблема - это глубокий теоретический или практический вопрос, который требует особого анализа и утвердительного заключения, другими словами это то, что в науке еще не изучено.
Проблема - это мост между изученным и неизученным, т.е. ситуация противоречия, которая выглядит как противоположные позиции во время разъяснения каких-либо событий, предметов, действий.
Для этого требуется выдвигать адекватные теории, чтобы достичь конструктивного решения. В противовес от ответа на вопрос, решение вопроса не заключается в научном познании, что уже существует, и поэтому его нельзя взять путем обычного преобразования существующих научных данных.
Сущность вопроса - несоответствия между научными данными и их теоретическим пониманием. Научная проблема не образуется самостоятельно, а является следствием тщательного анализы исследователем состояния практики и научной литературы, показывает противоречия процесса познания на установленной ступени развития. В основе проблемы лежат трудности, противоречия, узкие мест, появляющиеся в реальной практической деятельности. Чтобы перейти от практического вопроса к научной задаче надо:
- установить, какие научные познания нужно приобрести для решения существующего практического вопроса;
- установить, нуждается ли наука в таких знаниях.
Кроме того, исследователь должен представить начальные постановки данной научной проблемы (теоретические и практические условия), привести доказательства того, что у него есть методы самостоятельного исследования. Наука собрала существенные научные познания и средства, чтобы такой поиск дал практичные результаты.
При отборе и аргументации проблемы исследования нужно принимать во внимание определенные моменты:
- двойственность проблемы, потому как в процессе исследования любого факта, получившего отображение в теории научного познания, всегда имеются компоненты старого и нового, потому необходимо отчетливо установить, что именно уже изученного имеет важность для нового, подлежащей возобновлению, преобразованию, оспариванию, отрицанию;
- подлинность проблемы, так как нужно доказать, действительно ли вопросы, подлежащие исследованию, являются неизвестными для науки, соответствует ли истине основная трактовка установленной проблемы, действительно ли эта проблема необходима для педагогической теории и практики;
- место изучаемой проблемы в науке, так как нужно избегать преувеличения роли того или иного вопроса в действующей теории научного знания;
- сравнение исторического и логического, так как есть необходимость доказать, что конкретная проблема – это следствие обоснованного изучения педагогической науки, отзыв на действующий заказ практики воспитания и обучение. Таким образом, исследователю необходимо основываться на том, что наукой уже установлено;
- определение основного курса исследования, так как в любом исследовании должно присутствовать основная идея, которая будет выступать как стержень авторской задумки; поэтому злободневность проблемы, прежде всего, необходимо обосновывать именно с точки зрения главной идеи исследования.
Во время обоснования актуальности вопроса исследователь имеет право на творческий подход, но какая бы ни была последовательность, часто излагают следующие моменты:
- социальная обоснование педагогического вопроса (какие последние социальные требования и условия выражают современность исследуемого педагогического явления, изложение этого вопроса в официальных документах: законах государства, национальных государственных программах и т.п.)
- историко-аналитическое объяснение проблемы с точки зрения исследования педагогического понятия в прошлом и настоящем (каким образом определенная проблема разъяснялась раньше, чем на сегодняшний день является актуальной, с разрешением каких научных вопросов связана тема исследования, исследованы недостаточно хорошо и т др.);
- аргументация проблемы с точки зрения педагогического опыта.
Сущность исследуемой работы
Вопросами фундаментальных научных работ должны быть значимые научные проблемы. В других видах научных трудов темы должны быть определенными, отвечать установленным этапам и условиям педагогического процесса или быть взаимосвязанными с решением определенных сторон общих проблем. Для первооткрывателей, которые только приступают к своей исследовательской деятельности очень важно установить тему изучения в пределах определенного объекта педагогической деятельности.
- Объект исследования
- Предмет исследования
- Цель исследования
Установить главный пробел в теории вопроса, изучение которого и есть цель исследовательской работы. Можно показать ведущие этапы исследования:
- Цель исследования - это то, что нужно сделать по средствам теоретического или эмпирического познания
- Конечная концепция исследования - это множество теоретических положений, на которые опирается исследователь в течение научно-экспериментальной работы
- Наметив задачу и поставив способы их решения, изобразив исходные концептуальные идеи, исследователь должен выполнить прорыв в неизведанную область, спрогнозировать итоги работы, описать в основных чертах результат исследовательской работы.
Все дальнейшие логические этапы образуют ступени продвижения к этому ожидаемому результату, его контроль, развитие и детализирование. Характерной чертой такого изучения является научная гипотеза. Научная гипотеза - это теоретически мотивированное предсказание, касающееся результатов решения данной проблемы, направленное на разъяснение любых феноменов (например, о том, как будет проходить процесс исследования, явление, что будет происходить с ребенком или свойством, которое нужно выработать, чем обуславливается ход процесса и т др.). Гипотеза - это особое мыслительное исследование, которое применяется в самом начале самого исследования.