Основы опытной работы
Опытная работа играет важную роль в психолого-педагогических исследованиях, так как позволяет испробовать на практике построенные теоретические идеи, выяснить их истинность, выработать советы и рекомендации для педагогов-практиков.
Сущность опытной работы, прежде всего, состоит в проверке имеющихся теоретических знаний, проектов и гипотез. Даже то, что уже подтверждено ранее, может исследоваться вновь для уточнения и дополнения некоторых аспектов, поставив данное исследование на новый уровень. Кроме того, в ходе опытной работы могут быть и опровергнуты полученные ранее результаты, выдвинут новый взгляд на конкретную проблему.
Опытная работа быть может длиться как достаточно долго, так и быть кратковременной, в ней могут принимать участие как 2-3 человека, так и несколько десятков и сотен испытуемых. Всё это находится в зависимости от поставленной цели, гипотезы и задач организуемого исследования. Данные характеристики должны быть продуманы и утверждены заранее во избежание противоречий в результатах исследования.
В сфере обучения и воспитания опытная работа, как правило, занимает долгий период времени и включает в себя целый букет всевозможных методик (наблюдение, выборочный опрос, диагностирование).
Главной трудностью считается объяснение методики самой опытной деятельности, потому как доказать вполне возможно всё, что угодно при отсутствии осмысленной методики организации и проведения работы.
В связи с этим в настоящее время этому вопросу уделяется особое внимание.
Этапы опытной работы
В своем течении опытная работа неоднородна, она проходит ряд взаимосвязанных этапов.
- Теоретический. Хдесь происходит общее ознакомление с педагогической проблемой, определяются вопросы, которые нужно выяснить, отображается их актуальность на данный период, определяется объект и предмет исследования.
- Методический. На данном этапе происходит отбор начальных концепций, теоретических положений, планов, мыслей. Определяется гипотеза (предположение) исследования, которую в ходе работы нужно либо доказать либо опровергнуть.
- Опытный. Здесь подбираются подходящие методы исследования, проводится непосредственно сама опытная работа. По логике подтверждения гипотезы, существуют констатирующий и формирующий опыты, они поочередны. Задача констатирующего опыта – определение начального состояния педагогической проблемы. Формирующий опыт ориентирован на преображение педагогической реальности в масштабах выдвинутой исследователем гипотезы.
- Аналитический. Проводится подробный анализ исследования, интерпретация полученных результатов и их соответствующее оформление. На основании этого выводятся заключительные положения. Результаты педагогических изысканий даются в обобщенной форме, а рекомендации носят практический характер.
Объяснение актуальности предполагает выявления противоречия, связанного с проблемой, которая выступает как практический или же теоретический вопрос, требующий разрешения. В педагогике большинство проблем связано с человеческими возможностями и взаимоотношениями. Чаще всего это противоречия между знаниями людей, способностями воспитания и обучения и незнанием путей, средств, методов их реализации.
Объект исследования это – определенная область познания. Предмет – отдельная сторона объекта, его конкретная часть. В педагогике, как правило, объектом исследования выступает педагогический процесс. На основании определенного объекта и предмета складывается точная тема работы.
Опытно-экспериментальная работа в школе
В современных образовательных условиях учителю предоставляется почти что абсолютная свобода педагогического творчества. В связи с этим опытная работа в школе повсеместно набирает обороты. Однако проблема состоит в том, что мастерски организовать и провести опытную деятельность могут немногие.
Первый вопрос уже связывается с определением темы исследования. При этом следует исходить из нескольких оснований:
- объективной необходимости жизни в обновлении того либо другого участка работы и школы в целом;
- социального заказа, определяемого вследствии научного прогнозирования общественного развития;
- реальных полномочий и критериев школы в этот момент;
- интересов руководителей школы, учителей – как будущих реализаторов опытно-экспериментальной работы.
В настоящее время наиболее актуальными проблемами педагогических исследований представляются следующие:
- поиск разновидностей подходящего для конкретной возрастной группы учебного плана;
- создание и апробация новых учебных программ по новым и традиционным учебным курсам;
- организация работы советов школ;
- коллективное творческое воспитание;
- преподавание углубленных учебных курсов;
- организация учебно-воспитательного процесса в условиях пятидневной учебной недели;
- организация учебно-воспитательного процесса в классах выравнивания, педагогической поддержки и коррекции;
- организация учебно-воспитательного процесса в школах нового типа: гимназиях, лицеях, школах-комплексах и т.д.
- разработка новых действенных технологий, методик обучения и воспитания детей.
В педагогике креативный поиск, искусная работа представляют опыт, то есть именно поисковую работу. Она может относиться к тому или же иному понятию по доминантному признаку: чем больше в ней нового, инноваторского – тем она поближе к фактически экспериментальной работе; чем больше в ней воссоздания в других условиях другими воспитателями уже современных технологий – тем она поближе к опытной работе, в процессе которой может осуществляться поиск нового и его следующая апробация.
Следует помнить, что опытная работа всегда связана с неким риском, поскольку часть запланированного не удается совершить в следствии не очень благоприятных критериев (кадровых, материальных, временных, морально-психологических и т. д.), а некоторые догадки и вовсе оказываются ошибочными.