В наше время стремление воспитателей к психолого-педагогическому исследовательскому поиску поддерживается всеми уровнями управления образованием. Но простого желания, пусть даже и основанного на осознании проблем, явно недостаточно. Надо использовать источники, которые подпитывали бы такой поиск, источники, из которых вполне возможно почерпнуть идеи, подходы, эталоны, технологии и способы для творческой переработки.
Общечеловеческие гуманистические идеи и эталоны
Такие идеи находят своё отражение в философии, искусстве, религии, этнических обычаях. Образование, интенсивное стимулирование и поддержка процесса становления личности невозможны без формирования нравственного эталона. Между тем после распада официальной коммунистической идеологии и коммунистических эталонов в обществе и в среде преподавателей чувствуется идеологический вакуум, острый упадок эталонов. Он в некоторой мере может компенсироваться религиозным сознанием и религиозной идеологией. Но такой выход не для всех может считаться приемлемым. «Как можно воспитывать, в случае если все эталоны низвергнуты? Во что все-таки верить?» — такие вопросы задают себе воспитатели. Думается, что конструктивный ответ на данный вопрос есть.
Педагогические эталоны обязаны быть связаны с непреходящими гуманистическим ценностями, с идеалом человеколюбия, с культом личности (но не отдельной, а каждого). Вера в человека, поиск путей его предельной реализации, почтение к растущей личности ребёнка, к его особенности и своеобразию, к его праву на свободное становление — всё это является ядром всех современных педагогических концепций, как прошлого, так и настоящего.
Достижения наук
Достижения всего комплекса наук о человеке, а также рекомендации, которые вытекают из передовых научных подходов, особенно советы медицины, валеологии (учения о здоровье), психологических и педагогических наук, в том числе общественной педагогики, общественной, педагогической и возрастной психологии.
Существует мнение, что научные педагогические познания не настолько уж актуальны, так как педагогика — скорее умение, а не наука, и изъян в познаниях преподаватель может возместить навыками. Практическая педагогика, естественно, великое искусство, в котором многое зависит от профессионализма, но в основе этого искусства лежат научные подходы и системы. В случае если они обнаружены, если они применяются, практика значительно выигрывает, и уменьшается возможность утрат и погрешностей. Противопоставлять научную теорию и практику – это всё равно что противопоставлять теорию музыки, музыкальную композицию, в конечном счете, музыкальную грамотность искусству исполнения.
Передовой опыт
Передовой опыт прошлого и настоящего, в том числе и новаторский, является наиболееполным источником решений, способов, подходов, организационных форм. Спектр его чрезвычайно широкий. Следует небезуспешное возрождение обычаев минувшего российского опыта. Восстанавливаются частные школы, гимназии, лицеи, гувернерство, преподавание риторики, обычаев русского милосердия и благотворительности. Со временем открываются для нас и сокровища международного опыта, например заслуги системы свободного воспитания Монтессори, С. Френе ,вальдорфской школы и педагогики. Все это необыкновенно важно. Ощутимый отпечаток в отечественной практике обновления школы оставили педагоги-новаторы или же, как они лично себя называют, педагоги-экспериментаторы, опыт которых обширно пропагандировался на этапе 80-х и 90-х годов «Учительской газетой», «Комсомольской правдой», Центральным телевидением и прочими средствами массовой информации. В тот же период одна за другой стали выходить работы педагогов-новаторов, их заметки и заметки о них в педагогических журналах. В последнее время внимание к их опыту уменьшилось, к тому же был замечен и ряд критических публикаций, содержащих обвинения и неблагоприятные оценки их опыта. Можно попробовать с позиции нашего времени, когда страсти около новаторов уже несколько улеглись, дать беспристрастную оценку их опыта, его ценности для обновления школы и становления психолого-педагогических наук.
Для оценки движения новаторов необходимо систематизировать, какие задачи они решили, какую роль выполнили.
В чем же конкретный взнос новаторов, их настоящие заслуги перед российским и международным образованием?
- Педагоги-новаторы, будучи чрезвычайно различными по творческому стилю, в противостоянии с бюрократическими ограничениями, формализмом и унификацией отстояли право воспитателя на творческую самостоятельность, на поиск, на авторскую самобытность.
- Своей собственной практической работой они согласовали гуманистические идеи сотрудничества и сотворчества с подростками, целесообразной поддержки любому ребёнку, внутренней свободы формирующейся личности, и именно тем проложили и дорогу коренным демократическим преобразованиям в образовании, содействовали гуманизации общества.
- Им принадлежит создание новейших педагогических систем, в любой из которых обнаружено решение явных, чрезвычайно важных педагогических задач. В.Ф.Шаталов продемонстрировал, как при помощи системы опорных сигналов вполне возможно изучить всех и уяснить любому ребенку точку опоры в его жизненном самоутверждении. Ш. А. Амонашвили получилось отыскать средства, чтоб пробудить «серебряные колокольчики» в душе каждого малыша, не отбить у него тягу к школе, учителю, познанию, обеспечить его становление. М. П. Щетинин создал особо ценную для села новую форму образовательного учреждения — школу-комплекс, успешно занимался поиском путей многопланового становления личности через эмоционально-художественную деятельность.
Педагогический потенциал
Педагогический потенциал коллектива воспитателей и обучающихся, находящегося вокруг общественной среды, учреждений культуры и медицины, производственных компаний, правоохранительных органов, родителей, людей самых разнообразных специальностей, жизненных судеб и увлечений.
Естественно, творческий потенциал коллектива, в первую очередь, создается творческими людьми. В нем вырабатываются свое отношение к ценностям, к педагогическому поиску, свои традиции. Коллективные установки и оценки, психологический климат, взаимодействия людей, различающихся по творческому стилю и потенциалу оказываются или катализатором, или тормозом для становления творчества и инициативы.
Доктрина и практика общественного воспитания исходит из предпосылки о том, что исключительно организация жизнедеятельности ребёнка в настоящей общественной среде при участии множества социальных институтов и массы непрофессиональных преподавателей (прежде всего это родители) дает возможность полноценно вести обучение и воспитание. Здесь, в непрофессиональной среде, вполне можно почерпнуть немало форм, мыслей, которые можно успешно применять как в школе, так и во внешкольной сфере. Достаточно обширное распространение уже получили научные сообщества учащихся под руководством ученых, спортивные секции, которыми управляют тренеры или же спортсмены, художественные студии и др. В образовании работают идеи кибернетики, герменевтики (наука о понимании), валеологии, ему необходимы свежие идеи из самых разных областей науки и техники, человеческой практики.