Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика выявления отдельных сторон речевого развития детей

Определение 1

Методика выявления отдельных сторон речевого развития детей –это комплекс методов и способов определения уровня речевого развития ребенка, на основе сопоставления реального уровня развития лексического запаса, звуковой стороны речи, грамматического строя и связной речи с критериями диагностики, отражающими уровень необходимого овладения данной стороной речи в конкретном возрастном периоде развития.

Формы и методы диагностирования отдельных сторон речевого развития детей

Определение речевого развития ребенка, выявление уровней развития отдельных сторон речи осуществляется на основе проведения специальной диагностики. Она осуществляется в двух основных формах:

  1. Осуществление наблюдения за речью ребенка. Проводится наблюдение за тем, как ребенок осуществляет монологи, как строит диалоги, насколько развит его словарный запас и др. Все данные наблюдения заносятся в специальную таблицу. Она состоит из граф, в которой имеются критерии оценки, параметры наблюдения, условия его прохождения и сроки.
  2. Выявление достижений детьми планируемых речевых результатов. Освоение детьми специальных речевых навыков, формирование умений реализуется в форме выполнения контрольных заданий. Они могут носить промежуточный и итоговый характер и позволяют определить качество речевого развития ребенка и уровень речевой компетентности.

Диагностирование отдельных сторон речевого развития завершается занесением его итогов в специальные карточки учета итогов обучения и развития речи ребенка. Данные карточки нацелены на поэтапный контроль за образовательными достижениями детей, выявление динамики речевого развития ребенка в течение определенного временного периода.

Важным условием эффективной диагностики является занесение в карту учета всех параметров речевого развития и итогов всех проводимых исследований т.е. данных, полученных в ходе наблюдения, заполнения анкет, проведения тестирования, выполнения практических речевых заданий, простого обсуждения.

Диагностика дает определенные результаты, которые позволяет сделать вывод об уровне речевого развития ребенка:

  • Низкое речевое развитие.
  • Речевое развитие ниже среднего.
  • Среднее речевое развитие.
  • Высокое речевое развитие.

Определенный уровень речевого развития позволяет сформировать оптимальную коррекционную программу для развития отдельных сторон речи ребенка.

Основные направления диагностирования отдельных сторон речевого развития ребенка

«Методика выявления отдельных сторон речевого развития детей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Выявление речевого развития детей предполагает проведение исследований по двум основным направлениям:

  1. Определение уровня развития речи ребенка в ходе его интеллектуальной деятельности. в данном случае, речь отражает уровень умственного развития ребенка.
  2. Определение всех сторон речи ребенка, уровня и динамики их функционирования: фонетика, лексика, грамматика, семантика, орфография.

При диагностировании речи, как компонента интеллектуального развития, происходит выявление только отдельных ее сторон и функций, которые непосредственно участвуют в умственной работе и позволяют сделать вывод об уровне интеллектуального развития ребенка. Вообще, тесты и упражнения, позволяющие определить уровень развития интеллекта требуют наличие у ребенка определенного уровня речевых знаний и навыков для их прохождения. Тесты позволяют выразить умственное развитие опосредованно, через речь.

Замечание 1

Стоит отметить, что все эти тесты не предполагают получения полной картины о развитии речи ребенка. Они отражают только уровень развития отдельных сторон языка.

Определение уровня развития разных сторон речи ребенка предполагает использование специальных методик, которые включают комплекс заданий на установление у ребенка навыков культуры общения, степени сформированности слухового восприятия речи и ее произношения, определение объема активного словаря ребенка, навыки формулирования предложений и фраз, умения составлять рассказы, строить диалоги.

Принципы организации диагностики отдельных сторон речевого развития детей

Диагностика отдельных сторон развития речи ребенка основывается на следующих принципах:

  • Принцип системности. Он означает, что разные стороны речи должны быть исследованы в едином направлении и во взаимосвязи между ними.
  • Принцип комплексности. Речь необходимо исследовать не обособлено, а во взаимосвязи с уровнем интеллектуального развития ребенка, особенностей его познавательной сферы.
  • Принцип единой направленности исследования. Задачи диагностирования и критерии оценки его итогов должны быть едиными для конкретной стороны речи ребенка и динамики ее развития в определенном возрасте.
  • Принцип мотивации. Процесс выявления отдельных сторон речевого развития ребенка должен быть ему интересен. Только заинтересованность ребенка в диагностики позволит достичь положительных итогов. Поэтому, упор стоит делать на использование игровых методов диагностирования. Они позволят достичь максимально продуктивных итогов.
  • Принцип компактности диагностики. Он вытекает из особенностей возрастного развития дошкольников и функционирования их психических процессов. Тесты, упражнения и иные методы должны быть короткими, чтобы зафиксировать внимание ребенка на конкретном задании и, чтобы ребенок не переутомился. Однако, компактность исследований предполагает полноценность его данных и объема полученных результатов для подведения итогов об уровне развития конкретной стороны речи.

Организация диагностики предполагает выбор определенных критериев оценки. Так, если выявляется уровень развитие лексики ребенка, то оценивается его способность к быстрому нахождению нужного слова, умения применять слова в определенном контексте, использовать обобщающие слова, использовать синонимы, антонимы, понимать смысловое значение слов.

Если исследуется грамматическая сторона речи, то проверяются способности ребенка к построению простых и сложных предложений.

Звуковая сторона речи определяется посредством проверки знаний на определение последовательности звуков в слове, выявление позиции гласных и согласных звуков, мета звука в слове, слуховое восприятие произнесенного слова и его повтор.

Уровень развития связной речи определяется на основе проверки навыков ребенка описывать что-либо, пересказывать текст, строить диалог, составлять рассказ по картинке или без наглядного образа.

Дата последнего обновления статьи: 26.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot