Роль социально-значимой деятельности в личностном развитии учащихся
Социально- значимая деятельность – это мероприятия и процессы, ориентированные на удовлетворение важных потребностей, развитие и прогресс общества.
Включение детей в социальную деятельность выступает одним из видов реализации воспитательного потенциала социума в педагогическом процессе.
Включение детей в активную социальную деятельность, особенно в ее полезные виды, предполагает приобщение их к коллективным формам взаимодействия, развитие навыков социального контактирования, формирования общей культуры общения, развитие социальной ответственности и удовлетворение социальных потребностей и потребностей межличностного взаимодействия.
Любая социальная деятельность ориентирована на какие-то преобразования, качественные изменения социальной сферы, либо отдельной ее части.
Содержание социальной деятельности и отдельных ее направлений имеет определенный образовательный потенциал, реализация которого возможна при привлечении детей к участию в данной деятельности.
Социально-значимая деятельность особенна тем, что она способствует развитию личности, формированию конкретных качеств, свойств, методов приемов организации важных процессов, которые отвечают текущим социальным потребностям, условиям развития общества и не противоречат законам его функционирования.
По завершению социально-значимой деятельности происходит формирование социально-значимого т.е. важного, полезного, ценного продукта, который будет использован в целях развития общества или его отдельных частей, реализации социально важных стратегических задач, принятия общественно важных решений.
Привлечение учащихся к данному направлению деятельности реализуется путем их участия в волонтерской работе, спортивной деятельности, выставках творческих работ, конкурсах, олимпиадах, конференциях, выпуске газет, самостоятельной организации экологических рейдов и мероприятиях по защите окружающей среды, организации самоуправления в школе. Любое проявление социальной активности учащихся требует поощрения, мотивирования и развития, поскольку данная деятельность позволяет раскрыть развивающий потенциал социально-значимой деятельности, расширить кругозор учащихся, сформировать у них патриотические качества и нравственные ориентиры жизнедеятельности.
Этапы включения детей и подростков в социально-значимые виды деятельности
Приобщение детей и подростков к проявлению социальной активности, выполнению разнообразных социально –значимых дел, участие в общественных мероприятиях реализуется постепенно. в этом процессе можно выделить несколько этапов:
- Этап развития социально-значимых потребностей личности. Происходит познание и осознанное восприятие сущности и содержания потребностей, которые играют значимую роль в общественной деятельности. необходимо провести диагностирование социальных потребностей каждого учащегося, выявить наиболее значимые из них, а также пробелы в развитии потребностей, которые требуют заполнения. Далее, происходит беседа с ребенком о том, какое значение имеют социальные потребности для его развития, как важно их иметь и развивать в себе. Чтобы развить потребности, учащимся предлагается принять участие в конкретных социальных мероприятиях, которые соответствуют их пробелам и ориентированы на их заполнение.
- Этап знакомства с направлениями социально-значимой деятельности. Важно, ознакомить ребенка с теорией и практикой социальных мероприятий, их содержанием, ценностью и значимостью для конкретных сторон социальной деятельности, отдельных индивидов. Кроме того, учащийся должен осознать, что выполнение той или иной деятельности поможет и ему: развить какие-то навыки и качества, удовлетворить потребности, освоить интересные виды деятельности. учащимся даются задания и поручения, в которых они могут проявить себя, свои организаторские качества, таланты, реализовать умения.
- Этап освоения социально-значимой деятельности. Происходит привлечение учащегося к конкретному виду деятельности, которая является для него новой, в которой он не ориентируется, но знакомиться с ней, действуя по инструкции, подражая иным участникам данной деятельности. Конечно, первые шаги в новом направлении деятельности будут трудны для учащегося, но в этом и состоит основная цель данного этапа: активизировать волю, закалить характер, научиться преодолевать трудности и решать проблемы.
- Закрепление новых социальных навыков и расширение социально-значимых умений. Происходит окончательная адаптация к новой деятельности, развиваются навыки ее выполнения, действия доходят до автоматизма, расширяется круг умений и социально-значимых навыков деятельности. Учащийся начинает совершенствовать свою работу, действуя не по инструкции, а применяя какие-то свои методы и приемы совершения социальных операций. Целью этого этапа является активизация инициативы ребенка и раскрытие его творческого потенциала. Происходит применение творческого подхода к решению непростых социальных ситуаций. Личность социально развивается и совершенствуется. Дети, особенно подросткового возраста, оказываются способными к анализу своей деятельности и ее адекватной оценке. На их основе реализуется пересмотр методов и средств социальной деятельности, осуществляется поиск новых, более продуктивных, способов решения, поставленных социальных задач.
- Этап реализации социальной деятельности, на основе ее планирования и прогнозирования. Деятельность учащегося становится полностью осознанной и более совершенной. Она строится на основе тщательно проработанного плана по реализации социальных мероприятий, ориентированных на конкретный результат. Выполнение социально-значимой деятельности хорошо, получение конкретного готового продукта, достижение успеха в деятельности способствует удовлетворению социальных потребностей учащегося, мотивирует его к дальнейшей деятельности, за счет социального признания его работы и его успехов в конкретном направлении социальной деятельности. это открывает новые горизонты социального развития личности: возможности самореализации и саморазвития.