Методика развития речи
Методика развития речи – это один из разделов методики преподавания русского языка, изучающий закономерности усвоения речи, определяющий содержание обучения, а также принципы и методы развития речи школьников.
Объект методики развития речи – речь, а ее предмет – развитие в обучении русскому языку.
Развитие речи – процесс овладения правильной речью, то есть языковыми средствами и механизмами выражения собственных мыслей.
Развитие речи учеников предполагает последовательные и прогрессирующие изменения на каждом уровне каждого компонента обучения: фонетическом, лексическом, грамматическом и семантическом.
К задачам методики развития речи относят:
- изучить закономерности усвоения речи;
- исследовать принципы и методы развития речи учеников;
- определить содержание школьного обучения родному языку, способствующее развитию речи;
- создать целостную методическую систему развития речи учеников.
Задачи методики развития речи тесно связаны с задачами обучения, воспитания и общего развития учеников. Теория методики и программа по русскому языку обычно включает в себя три направления работы по развитию речи:
- обучить нормам русского литературного языка, в результате чего может быть достигнуто овладение культурой речи;
- обогатить словарный запас и грамматический строй речи, чем предполагается словарно-семантическая работа и обучение морфологии и синтаксис;
- развивать связную речь учеников, то есть работать над всеми видами речевой деятельности, над умениями и навыками порождения текстов и их восприятия.
Эти три направления развития речи включают в качестве обязательной составной части работу, направленную на предупреждение и устранение речевых ошибок.
К основным типам уроков относят:
- изучение нового материала;
- комбинированный урок;
- закрепление изученного материала;
- контрольный урок;
- работа над ошибками;
- анализ письменных работ.
Методы развития речи учащихся
Основными методами развития речи школьников являются:
- рецептивный метод – помогает в формировании речевой деятельности учеников. Данный метод состоит из бесед, рассказа учителя, чтения текста, чтения правил;
- репродуктивный метод – состоит из нескольких видов заданий по развитию речи, например, выполнения слова или текста по алгоритму, составления словосочетаний, предложений и пересказ текста;
- моделирование – предполагает создание текста на основании опорных слов, написание сочинений в соответствии с готовым планом.
Развитие речи учеников – это привитие им умения устно и письменно сформулировать собственную мысль правильно и понятно, выразить ее в соответствии с ситуацией общения и встречного высказывания, а также умения перерабатывать речевую информацию и вести диалог.
Научить детей правильно и красиво говорить – сложнейшая задача, требующая определенного подхода. От степени успешности ее решения непосредственно зависит дальнейшее обучение и воспитание учащихся школ. На сегодняшний день система образования встретилась с проблемой того, что количество трудностей в обучении школьников постоянно возрастает. Проблему развития речи обычно рассматриваются в теории и на практике преподавания русского языка в качестве одной из наиболее важных. Данная проблема находилась и находится в центре внимания большого числа наук, которые занимаются изучением деятельности человека: педагогика, психология и филология.
У учащихся должны быть сформированы следующие умения:
- осознавать мотивы и ставить цели;
- настраиваться на воспроизведение речи;
- осознавать предлагаемый к изучению материал и ставить цели;
- настроиться на понимание текста и правил говорения;
- передавать умения адресанта;
- узнавать звучание языковых единиц;
- прогнозировать возможных адресатов;
- узнавать графические единицы;
- составлять устную речетворческую схему;
- анализировать слова и предложения, воспринимая их на слух;
- составлять письменные речетворческие схемы;
- восстанавливать социокультурный контекст прочитанного текста;
- отобрать необходимую информацию для конструирования устного высказывания;
- оценить главное и второстепенное в предложенной теме;
- отбирать нужную информацию для составления письменного высказывания;
- уметь анализировать;
- отбирать необходимый языковой материал;
- учитывать стилистические особенности текста;
- производить предложения и тексты;
- подготавливаться к адекватным ответам;
- правильно оформлять и записывать текст;
- восстанавливать замыслы писателя.
Теоретические вопросы развития речи отражены в трудах выдающихся лингвистов, методистов и учителей-практиков Ушинского К.Д., Леонтьева А.А., Ладыженской Т.А., Занкова Л.В., Немова Р.С., Жинкина Н.И., Выготского Л.С., Львова М.Р., Никитиной Е.И. и др.
Сегодня центром внимания является целенаправленное, системное и базирующееся на лингвистических знаниях обучение школьников разнообразным видам речевой деятельности. Основная задача современного этапа – сформировать у учащихся потребность овладеть знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками учеников.
Одним из решающих условий этой задачи выступает правильно развитая речь, выступающая важнейшим пластом всестороннего полноценного развития ребенка. Чем более обширной и правильной будет речь учеников, тем легче он будет высказывать свои мысли, и тем шире будут его возможности в познавательной деятельности.
Формирование правильного произношения – сложнейший процесс, дети учатся управлять своим артикуляционным аппаратом, воспринимать обращенную к ним речь, контролировать речь окружающих и собственную речь.
Иными словами, процесс развития речи учащихся является практической стороной обучения русскому языку, формированием умений и навыков, способствующих обогащению активного словарного запаса, свободному использованию всех грамматических средств – форма частей речи, словосочетаний, предложений разных типов, словообразовательных моделей, а также формированием навыков, необходимых для выражения собственных мыслей, знаний и чувств.