Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика развития речи школьников

Методика развития речи

Определение 1

Методика развития речи – это один из разделов методики преподавания русского языка, изучающий закономерности усвоения речи, определяющий содержание обучения, а также принципы и методы развития речи школьников.

Объект методики развития речи – речь, а ее предмет – развитие в обучении русскому языку.

Определение 2

Развитие речи – процесс овладения правильной речью, то есть языковыми средствами и механизмами выражения собственных мыслей.

Развитие речи учеников предполагает последовательные и прогрессирующие изменения на каждом уровне каждого компонента обучения: фонетическом, лексическом, грамматическом и семантическом.

К задачам методики развития речи относят:

  • изучить закономерности усвоения речи;
  • исследовать принципы и методы развития речи учеников;
  • определить содержание школьного обучения родному языку, способствующее развитию речи;
  • создать целостную методическую систему развития речи учеников.

Задачи методики развития речи тесно связаны с задачами обучения, воспитания и общего развития учеников. Теория методики и программа по русскому языку обычно включает в себя три направления работы по развитию речи:

  • обучить нормам русского литературного языка, в результате чего может быть достигнуто овладение культурой речи;
  • обогатить словарный запас и грамматический строй речи, чем предполагается словарно-семантическая работа и обучение морфологии и синтаксис;
  • развивать связную речь учеников, то есть работать над всеми видами речевой деятельности, над умениями и навыками порождения текстов и их восприятия.

Эти три направления развития речи включают в качестве обязательной составной части работу, направленную на предупреждение и устранение речевых ошибок.

«Методика развития речи школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

К основным типам уроков относят:

  • изучение нового материала;
  • комбинированный урок;
  • закрепление изученного материала;
  • контрольный урок;
  • работа над ошибками;
  • анализ письменных работ.

Методы развития речи учащихся

Основными методами развития речи школьников являются:

  • рецептивный метод – помогает в формировании речевой деятельности учеников. Данный метод состоит из бесед, рассказа учителя, чтения текста, чтения правил;
  • репродуктивный метод – состоит из нескольких видов заданий по развитию речи, например, выполнения слова или текста по алгоритму, составления словосочетаний, предложений и пересказ текста;
  • моделирование – предполагает создание текста на основании опорных слов, написание сочинений в соответствии с готовым планом.
Определение 3

Развитие речи учеников – это привитие им умения устно и письменно сформулировать собственную мысль правильно и понятно, выразить ее в соответствии с ситуацией общения и встречного высказывания, а также умения перерабатывать речевую информацию и вести диалог.

Научить детей правильно и красиво говорить – сложнейшая задача, требующая определенного подхода. От степени успешности ее решения непосредственно зависит дальнейшее обучение и воспитание учащихся школ. На сегодняшний день система образования встретилась с проблемой того, что количество трудностей в обучении школьников постоянно возрастает. Проблему развития речи обычно рассматриваются в теории и на практике преподавания русского языка в качестве одной из наиболее важных. Данная проблема находилась и находится в центре внимания большого числа наук, которые занимаются изучением деятельности человека: педагогика, психология и филология.

У учащихся должны быть сформированы следующие умения:

  • осознавать мотивы и ставить цели;
  • настраиваться на воспроизведение речи;
  • осознавать предлагаемый к изучению материал и ставить цели;
  • настроиться на понимание текста и правил говорения;
  • передавать умения адресанта;
  • узнавать звучание языковых единиц;
  • прогнозировать возможных адресатов;
  • узнавать графические единицы;
  • составлять устную речетворческую схему;
  • анализировать слова и предложения, воспринимая их на слух;
  • составлять письменные речетворческие схемы;
  • восстанавливать социокультурный контекст прочитанного текста;
  • отобрать необходимую информацию для конструирования устного высказывания;
  • оценить главное и второстепенное в предложенной теме;
  • отбирать нужную информацию для составления письменного высказывания;
  • уметь анализировать;
  • отбирать необходимый языковой материал;
  • учитывать стилистические особенности текста;
  • производить предложения и тексты;
  • подготавливаться к адекватным ответам;
  • правильно оформлять и записывать текст;
  • восстанавливать замыслы писателя.

Теоретические вопросы развития речи отражены в трудах выдающихся лингвистов, методистов и учителей-практиков Ушинского К.Д., Леонтьева А.А., Ладыженской Т.А., Занкова Л.В., Немова Р.С., Жинкина Н.И., Выготского Л.С., Львова М.Р., Никитиной Е.И. и др.

Сегодня центром внимания является целенаправленное, системное и базирующееся на лингвистических знаниях обучение школьников разнообразным видам речевой деятельности. Основная задача современного этапа – сформировать у учащихся потребность овладеть знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками учеников.

Одним из решающих условий этой задачи выступает правильно развитая речь, выступающая важнейшим пластом всестороннего полноценного развития ребенка. Чем более обширной и правильной будет речь учеников, тем легче он будет высказывать свои мысли, и тем шире будут его возможности в познавательной деятельности.

Формирование правильного произношения – сложнейший процесс, дети учатся управлять своим артикуляционным аппаратом, воспринимать обращенную к ним речь, контролировать речь окружающих и собственную речь.

Иными словами, процесс развития речи учащихся является практической стороной обучения русскому языку, формированием умений и навыков, способствующих обогащению активного словарного запаса, свободному использованию всех грамматических средств – форма частей речи, словосочетаний, предложений разных типов, словообразовательных моделей, а также формированием навыков, необходимых для выражения собственных мыслей, знаний и чувств.

Дата последнего обновления статьи: 17.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot