Специфика дисциплины «Русский язык» в начальной школе
«Русский язык», как учебная дисциплина, – это предмет, входящий в обязательную программу школьного обучения и ориентированный на полноценное овладение русским языком, формирование практических навыков его использования в разговорной речи, развитие грамматических способностей и освоение лексического строя языка.
Начальное изучение данной дисциплины является закладкой фундамента речевого развития ребенка и лингвистического образования. Дальнейшее обучение предполагает отталкивание от данных основ, освоение которых определяет полноценность теоретических знаний и практического владения русским языком.
Особенностью изучения русского языка в начальных классах является то, что данная дисциплина тесно связана со всеми предметами программы начальной школы. Наибольшая связь и зависимость прослеживается между русским языком и литературой. Они составляют собой единое направление обучение, требующее комплексного подхода в изучении языка, его теории и формировании навыков чтения и знакомства с художественной литературой.
Еще одной специфической чертой изучения дисциплины «Русский язык» в начальной школе, выступает целевое назначение курса русского языка на данном уровне обучения. Оно проявляется в нескольких целях обучения:
- Познавательная цель. Обучение русскому языку ориентировано на развитие знаний о русском языке, как о научной отрасли, формирование представлений о его устройстве, структуре, символьном представлении.
- Социокультурная цель. Изучение языка позволяет развивать навыки коммуникативного взаимодействия в младшем школьном возрасте. Если ребенок умеет общаться на русском языке, владеет письменной речью, то его можно обучить культуре общения и правилам построения социального взаимодействия. Таким образом, ребенок получит навыки социального существования и построения межличностных взаимоотношений, посредством языка.
- Развивающая цель. Изучение языка способствует развитию мыслительных операций, логики, активизирует познавательную заинтересованность и мотивирует к учебной деятельности. При изучении языка младший школьник получает навыки, связанные с информационной культурой учащихся: чтения, письма, пользования литературой, лингвистическими пособиями и др.
Содержание начального курса дисциплины «Русский язык»
Начальное обучение русскому языку реализуется по трем основным направлениям:
- Система языка. Она включает в себя получение представлений и понимания фонетики, морфологии, синтаксиса, графического состава слова.
- Орфография и синтаксис. Сюда входит информация о правильном написании слов и их сочетании для построения фраз и предложений.
- Развитие речи. Это знакомства с приемами, методами и средствами овладения устной и письменной речью.
Современные программы по русскому языку реализуются в условиях принятия новых образовательных стандартов – ФГОС нового поколения. Они предъявляют новые требования к содержанию курса по данной дисциплине. Теперь, оно должно включать не только программный материал, но и направления деятельности учащихся при изучении каждой темы или раздела дисциплины.
Содержание программы начальной школы по русскому языку включает в себя такой раздел, как «Разновидности речевой деятельности». Данный раздел ориентирован на развитие навыков слухового восприятия русской речи, говорения на русском языке, чтения и письма. Предполагается, что посредством изучения данных направлений реализуется коммуникативное развитие учащихся и сформируются навыки их социального взаимодействия.
Программа начального образования включает в себя перечень требований к результатам овладения дисциплиной учащимися в области лингвистических знаний и речевого развития. К ним относятся следующие:
- Получение полноценного представления и знаний об устройстве русского языка, его структуре, принципах построения. Учащиеся должны уметь применять свои знания в практических ситуациях, искать информацию в различных источниках, оперировать ею, анализировать и обобщать.
- Навыки построения диалогов. Учащиеся должны владеть правилами диалогового общения, соблюдать нормы речевого этикета, осуществлять самостоятельные монологи и простые тексты в письменном виде.
- Навыки орфографически верного написания текстов, с соблюдением правил пунктуации.
- Навыки анализа прочитанного текста. Необходимо уметь определять сущность, основную мысль текста, выделять отдельные ситуации, понимать их значение для текста в целом.
- Формирование универсальных учебных действий и развитие общеучебных знаний. От учащихся требуется понимание учебной задачи и нахождение пути ее решения, наличие мотивации к действию и самоконтроль своей деятельности.
Современный метод обучения грамоте в начальной школе
В настоящее время грамматика русского языка изучается на основе применения метода чтения-письма. Он сочетает в себе применение звуковых аналитических и звуковых синтетических методов.
Обучение сводится к тому, что дети учатся работать со звуками русского языка: слышать их, обозначать буквами, выделять из речи или отдельного слова, определять их последовательность расположения в слове, твердость, мягкость, ударность, безударность, определять звучание одного и того же звука в разных словах и позициях в слове.
Такая методика изучения основывается на проведении аналитико-синтетических операций, т. е. ребенок сначала проводит звуковой анализ слова, который предшествует синтезу, но оказывается неразрывно связанным с ним.
Обучение по данному методу носит развивающий характер, поскольку основывается на проведении анализа и синтеза в речевых упражнениях. Метод требует от учащихся, осознанного восприятия информации, как при самостоятельном чтении, так и на слух.
Звуковой анализ развивает речевой слух ребенка, а это способствует формированию полноценной речи.
Процесс обучения письму и чтению, по данному методу, оказываются рядом стоящими т.е. не происходит отдельного обучения чтению и письму, а происходит параллельное освоение этих навыков.
Использование метода изучения опирается на дифференцированный и индивидуальный подход в образовании. Дети в младшем школьном возрасте имеют разные способности и готовность к чтению и письму. Потому, применяются разные варианты обучения и методики построения моделей слогов, слов и предложений.