Особенности
В $XVII$ в. главной тенденцией русской культуры стало ее постепенное обмирщение. Оно сказалось на всех отраслях жизни страны. Изменения происходили в быту простого и привилегированного населения, литературе, живописи и образовании.
Основное в изменении образования в $XVII$ в. – рост его доступности. Практически все получили право обучаться в специализированных заведениях. Раньше образование получали за редким исключением дети знатного происхождения у частных преподавателей.
Учебные заведения
Говоря о частных школах в $XVII$ в. в России, следует понимать, что речь идет об учреждениях сильно отличающихся от современных. Переводя на современную систему, образование в $XVII$ в. было начальным.
Учителями были преимущественно духовные лица. Оплата за работу им полагалась в виде продуктов.
Обучающиеся дети в школах $XVII$ в. как и современные школьники не проживали в школах, а ходили учиться каждое утро.
В середине $XVII$ в. из Киева прибыло $30$ ученых монахов для работы над открытием учебного заведения при Андреевском монастыре в Москве. В этой школе преподавали по близкой к европейской системе: обучали дворян грамматике, философии, риторике, латинскому и греческому языкам.
Любопытно, что новая школа вызывала недоверие – многие считали, что от такого обучения можно впасть в ересь. Тем не менее, школы стали развиваться повсеместно. Симеон Полоцкий стал руководить школой при Заиконоспасском монастыре.
В классах выбирали старост, которые имели большой авторитет и в отдельных случаях могли заменять учителя. Вообще должность старосты была введена для контроля за дисциплиной, также они раздавали книги и назначали дежурных.
Учебные пособия
Рекомендации для учителей сохранились в т.н. «азбуковниках», где описывалось, как научить детей читать и привить хорошие правила поведения.
«Азбуковники» – это книги для чтения, рукописные или печатные. Предназначались эти книги для детей, которые уже овладели первичными навыками чтения.
Вообще появление книгопечатания оказало благотворное влияние на образование, подняв его уровень. Так, увеличилось количество книг, которые использовались в процессе обучения.
Буквари, которые печатались в Москве, были доступны даже самым бедным. Книги за $1$ копейку пользовались большой популярностью у населения.
Например, «Букварь языка Словенска», написанный В.Ф. Бурцовым-Протопоповым, в количестве $2400$ штук был распродан за день.
Карион Истомин, глава Московского Печатного двора, в $1691$ г. издал Букварь с картинками. Каждой букве соответствовала картинка. Название картинки начиналось на определенный звук.
Отличительные черты обучения
За соблюдением дисциплины в школе следили старосты. Вообще послушание было основой обучения. Требовалось исключительно бережное отношение к книгам и всему школьному имуществу. Кроме того, требовалось почтительное отношение не только к учителям, но и к сотоварищам, что вело к формированию солидарности в коллективе.
Образовательные методики в целом были те же, что и в школах Европы. Основными дисциплинами были:
- Письмо
- Счет
- Чтение
- Пение
- Основы религии
Кроме вышеперечисленных ученикам преподавались начальные знания свободных искусств:
- Грамматика
- Диалектика
- Риторика
- Арифметика
- Геометрия
- Музыка
- Астрономия
В вышеупомянутых Азбуковниках были стихи, которые учили наизусть. Кроме этого обучающихся учили основам стихосложения, составления писем чиновникам.
Методика преподавания была единой для всего Русского государства и стала основой для дальнейшего развития образования.
Обучение не было и не могло быть в полной мере светским, во-первых, потому что учителями были духовные лица. Во-вторых, религия оставалась основой мировоззрения еще многие столетия. Так, занятия начинались и заканчивались чтением молитв.
При этом, священники были проводниками идей всеобщего образования, т.к. считали, что знания помогают узреть значимость веры и нравственности. Чтение было нужно для изучения Священного Писания.