Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика подготовки к семинару

Сущность и виды семинаров

Определение 1

Семинар – это вид обучения, выстраивающийся на основании обсуждения той или иной темы, известной заранее каждому участнику.

Данная форма обучения предполагает подготовку не только педагога, но и учеников. Она дает возможность каждому участнику активно обсуждать заданную тему, находить компромисс и решать проблемы.

Цель семинара – развивать дискуссию вокруг обсуждаемой проблемы. Все знания, которые учащиеся получили на лекциях, необходимо задействовать в общении с аудиторией и преподавателем. Но семинар может быть не только учебным. Например, бизнес-семинары тоже предполагают обмен знаниями. В связи с этим выделяют несколько видов семинаров:

  • учебные семинары – проводят в учебных заведениях с целью закрепить материал, проверить знания и пообщаться с учениками;
  • бизнес-семинары – проводят в компаниях, чтобы повысить профессиональный уровень сотрудников, обсудить товары и способы предоставления услуг;
  • научные семинары – проводят с целью того, чтобы люди, которые работают в одном направлении, могли обменяться опытом и открытиями, посредством дискуссии, а также смогли решить ту или иную проблему;
  • онлайн-семинары – могут быть посвящены любой теме, могут носить как консультативный, так и обучающий характер. Иногда они могут быть совмещены с другими видами семинаров.

Учебные семинары и особенности их проведения

Учащиеся на семинарах учатся высказыванию своей точки зрения и выслушиванию чужой. В каждом вузе используют такую форму работы, как семинар. Она помогает лучше усвоить материал, более глубоко изучить тему. Предполагается тщательная подготовка к дискуссии, анализ разных источников, обобщение полученного материала.

Существует несколько вариантов проведения семинаров, но все они могут быть сведены к единой схеме:

  • вступительное слово – педагог повторяет тему, дает небольшой объем информации по ней и приглашает студентов к обсуждению;
  • доклады студентов – выступление с короткими сообщениями, касающимися вопросов, которые поставили ранее;
  • обсуждение и дополнение выступление – слушатели высказывают точку зрения по тематике каждого доклада, предоставляют достоверную информацию;
  • выявление и решение проблем, определение ценности информации – педагог делает замечания по докладам, предлагает способы исправить погрешности;
  • подведение итогов – обобщение всей собранной информации, выделение наиболее важных тезисов.
«Методика подготовки к семинару» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Подготовка к семинару

После того, как студенты получают вопросы и основную тему, они начинают активно готовиться к семинарскому занятию. Каждый участник должен максимально подготовиться к обсуждению.

Преподаватель выступает рулевым семинара, поэтому он должен готовиться более серьезно. Преподаватель берет на себя роль не просто учителя, но и рецензента, консультанта, критика. Ему необходимо уметь все организовать и продумать.

Преподавателем создается план занятия, рассчитывается время, которое может быть выделено каждому студенту на выступление. Необходимо правильно написать тему и сформулировать вопросы, которые должны обсуждаться во время семинара.

На лекции нужно познакомить студентов с литературой, которая поможет подготовиться к ответам на вопросы семинара. Преподаватель дает студентам список точных вопросов и рекомендованной литературы, указывая конкретные страницы.

Организатор семинара должен хорошо разбираться в теме. Студентам нужна помощь, понимание и принятие их ошибок. Задачей преподавателя выступает обучение студентов донесению своей мысли до аудитории.

Студенты, после того, как получили список семинарских вопросов, начинают подготовку. Сначала нужно просмотреть список вопросов и рекомендуемой литературы. Затем следует выбрать тему доклада и начать подготовку к нему. Обязательно нужно проанализировать несколько литературных источников, сравнить точки зрения, которые в них предлагают.

Доклад нельзя зачитывать с листа, его необходимо сделать своими словами. Также для упрощения восприятия доклада, нужно проиллюстрировать его картинками, схемами, таблицами, диаграммами и пр.

Если студенту во время подготовки потребуется помощь преподавателя – студент может обратиться со своими вопросами до начала семинара. Это помогает более широко ознакомиться с темой.

Оценки на семинаре

Оценки на семинаре выставляют в соответствии с несколькими критериями. Педагог анализирует не только непосредственный доклад студента, но и его активность.

Доклад оценивают с точки зрения раскрытия темы, уровня знаний, аргументации, дополнительных материалов, качества подготовки наглядных материалов.

Большая часть оценки за семинар зависит именно от подготовки доклада и дополнения коллег. Если студент хорошо и качественно дополнил два и более других вопроса, то он получает дополнительные баллы. Также оценивается логичность доводов, которые были приведены при обсуждении поставленных вопросов, активность студента.

На простой лекции преподаватель не может отследить степень ориентировки студента в теме и слушает ли материал вообще. Семинары решают эту проблему, так как каждый участник должен представить свой доклад, продемонстрировав уровень своих знаний и подготовленности.

Семинары учат студентов самостоятельно работать и правильно распределять время на выступление. Благодаря дискуссии можно выделить и заполнить пробелы в знаниях, понять реальный уровень, проверить способность анализировать материал. Работа всей группой предоставляет дополнительный уровень мотивации для научных исследований. При этом у семинаров есть и минусы.

Преподаватели отмечают, что студенты зачастую делят вопросы между собой и подготавливают только те темы, которые им интересны, что ухудшает уровень получаемых знаний и навыков. Семинар является важным этапом получения образования, он предоставляет возможность студентам продемонстрировать свои качества и самостоятельно выбрать главное в предлагаемой теме. Это делает их самостоятельнее и приучает к самостоятельной индивидуальной работе, предоставляя опыт группового обсуждения вопросов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot