Продуктивная деятельность – это деятельность, ориентированная на формирование у ребенка навыков выполнения различных операций с целью получения конечного продукта, наделенного конкретными свойствами.
Продуктивная деятельность носит полезный характер, т. е. она направлена на создание готового продукта, носящего полезный характер.
Развитие данной деятельности актуально на этапе начального школьного обучения. Это обусловлено ее воздействием на познавательную сферу учащегося, его творческое развитие и формирование мотивации к обучению.
Продуктивная деятельность включается в образовательный процесс начальной школы посредством учебной дисциплины «Технология», а также организации внеурочной деятельности.
Продуктивная деятельность учащихся формирует основу для их самореализации и самоутверждения. Кроме того, она способствует:
- Воспитанию трудолюбия;
- Формированию навыков самовыражения;
- Развитию социальных основ жизнедеятельности и ценных социальных навыков;
- Формированию опыта преобразовательной деятельности;
- Развитию творческого начала личности и творческого отношения к делу.
Структура урока технологии
Методикой обучения учащихся продуктивным видам деятельности предусмотрена следующая структура проведения уроков технологии продуктивной направленности:
- Организационный этап. Он предполагает проведение инструктажа по работе, подготовку рабочего места, проверку инструментов и материалов. Инструктаж может быть проведен в устной форме, а также представлен учащимся для ознакомления в письменном виде.
- Вводный этап. Он связан с представлением учащимся темы урока и демонстрации продукта, который будет изготавливаться. Проводится обсуждение назначения данного изделия, его полезных свойств и практического использования в конкретных областях жизнедеятельности. Здесь же, определяется готовность учащихся к работе и формулируются задачи деятельности.
- Составление плана работы. На этом этапе происходит рассмотрение изделия, изучение материалов, которые имеются для его изготовления, и, составляется план практической работы на уроке.
- Изложение материала и демонстрация практической деятельности т.е. педагог рассказывает теоретические аспекты темы и показывает приемы, которые актуально использовать при создании данного изделия.
- Практическая деятельность по созданию продукта. На данном этапе, учащимися осваиваются действия, операции, ориентированные на создание нового продукта и осуществляются попытки его самостоятельного создания. Педагог оказывает помощь учащимся при затруднениях.
- Подведение итогов работы. На данном этапе рассматриваются работы, сделанные учащимися, анализируются проблемы, трудности, возникающие на этапе практической деятельности.
- Заключительный этап. Он связан с уборкой рабочих мест, закреплением усвоенных на уроке знаний и полученных навыков.
Методические основы построения уроков технологии
В основе обучения учащихся начальной школы продуктивной деятельности заложен деятельностный подход, т. е. обучение реализуется в практической деятельности. Данный подход опирается на использование следующих методов:
- Эвристическая беседа;
- Исследовательская и экспериментальная деятельность;
- Поисково-информационная работа;
- Упражнения – пробы;
- Упражнения – исследования;
- Конструктивные приемы обучения.
Данные методы носят продуктивный характер. Они формируют у учащихся навыки практической работы с материалами разных видов и совершение операций по формированию готового продукта, наделенного конкретной функциональной ролью.
На уроках технологии должны обязательно образца изделий. Они могут быть представлены в виде моделей, реальных изделий, схем, чертежей, эскизов. Учащиеся воспринимают образ готового продукта, изучают его особенности, структурные компоненты и формируют в своем сознании способ деятельности, направленной на создание данного продукта.
Продуктивная деятельность изучается в образовательном процессе в конкретной последовательности. Учащиеся осваивают выполнение изделий из разных материалов, с постепенным усложнением операций и увеличением времени, требуемого на создание конкретного продукта.
Уроки организуются с учетом межпредметных связей.
Практикум по организации занятия по работе с текстильными материалами
Урок технологии, направленный на ознакомление учащихся с продуктивной деятельностью по созданию изделий из текстиля, реализуется следующим образом:
- Вводная часть. Педагог говорит вступительное слово: «Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами познакомимся с текстильными материалами. Кто-нибудь из вас знает, что такое текстиль? А где он используется? Для чего нужен. Далее идет теория по данной теме. Теоретические данные носят научный характер, а их сообщение составляет минут 5-10 учебного времени.
- Демонстрация учащимся образа изделия. Педагог показывает аппликацию, сделанную на картоне: Цветочный горшок с цветами. Речь педагога: «Для работы нам понадобится ткань разных цветов, пуговицы и клей. Сегодня мы с вами будем вырезать из ткани горшочек с цветами и сделаем аппликацию».
- Демонстрация способа работы. Педагог показывает, как сделать рисунок на ткани, варианты вырезания фигур из ткани и их приклеивания к картону.
- Практическая работа учащихся. «А теперь ребята, давайте попробуем с вами сделать такую аппликацию. Возьмите ножницы и ткань и начинайте вырезать». Если остается время, то можно дать учащимся возможность дополнить аппликацию какими-то компонентами: нарисовать что-то, раскрасить, вырезать еще какие-то объекты из ткани. Хорошо, показать учащимся, что еще можно сделать и дать им возможность проявить собственную фантазию.
- Заключительный этап. Просмотр работ учащихся и обсуждение трудностей, возникающих по ходу выполнения.
- Домашнее задание. Дома необходимо сделать аппликацию, изобразив то, что вы хотите. Это может быть кот, собака, ваш дом, ваша семья, вы на прогулке, лес и т.д.
Лучшие работы учащихся отбираются на школьную выставку.