Подвижные и дидактические игры в педагогическом процессе детского сада
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 5. «Подвижные и дидактические игры в педагогическом
процессе детского сада»
План:
1. Использование дидактических
дошкольной организации.
игр
в
образовательном
процессе
2. Организация подвижных игр с дошкольниками.
Литература:
1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / под
ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. –
464 с.
2. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. –
Москва: Академия, 2008- 416 с.
3. Кожухова, Н. Н. Методика физического воспитания и развития ребенка / Н.
Н Кожухова, Л. А. Рыжкова, М. М. Борисова. – Москва : Академия, 2008. –
352с.
4. Физическое воспитание и развитие дошкольников / под ред. С. О.
Филипповой. – Москва : Академия, 2007. – 224 с
1. Использование дидактических игр в образовательном процессе
дошкольной организации.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это
основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую
деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные
составляющие дидактической игры:
дидактическая задача;
игровая задача;
игровые действия;
правила игры;
результат (подведение итогов).
Дидактическая задача определяется целью обучающего и
воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его
обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в
соответствии с программными задачами соответствующих учебных
предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются
навыки счета и т. д.
Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в
дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет
игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное:
дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед
детьми в виде игрового замысла (задачи).
Игровые действия основа игры. Чем разнообразнее игровые
действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются
познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия
различны по их направленности и по отношению к играющим. Это,
например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок,
пространственные преобразования и т. д. Они связаны с игровым замыслом и
исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации
игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение
дидактической задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими
задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием,
игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат
нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими
норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С
помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной
деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение
дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей,
направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного
предмета.
Подведение итогов (результат) - проводится сразу по окончании игры.
Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили
игровое задание; определение команды-победителя и т. д. Необходимо при
этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих
детей.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы,
поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. В
ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическую
игру и урок противопоставлять нельзя. Самое главное - и это необходимо
еще раз подчеркнуть - дидактическая задача в дидактической игре
осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от
детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а
задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой
игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают
знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом
определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог — участники
одной игры.
А. К. Бондаренко указывает, что в дошкольной педагогике все
дидактические игры можно разделить на три основных вида:
игры с предметами (игрушками, природным материалом);
настольно-печатные;
словесные игры.
Игры с предметами
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы.
Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие
предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со
свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой,
качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию,
установление последовательности в решении задач. По мере овладения
детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются:
ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному
качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству,
назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического
мышления.
Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от
друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные
различия между предметами.
В средней группе в игре используют такие предметы, в которых
разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети
выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и
расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя,
дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы
(шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.
В играх с куклами у детей формируются культурно-гигиенические
навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру
по игре – кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших
ребят.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки.
В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из
которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в
решении определенных дидактических задач, например, отбирать все
игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или
игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в
строителей, в колхозников, в больницу и др. В играх совершенствуются
знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах,
необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети
отражают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным
содержанием, воспитателю удается вызвать у детей интерес к
самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных
игрушек.
Игры с природным материалом (семена растений, листья,
разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при
проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого
дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?», «Кто
скорее сделает узор из камушков?», «Собери букет из осенних листьев»,
«Разложи листья по убывающей величине». Воспитатель организует их во
время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями,
кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются
знания детей об окружающей их природной среде, формируются
мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается
любовь к природе, бережное к ней отношение.
Настольно - печатные игры
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они
разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и
развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре –
нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две
шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не
отличающиеся. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не
только по внешним признакам, но и по смыслу: например, найти среди всех
картинок два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на
картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет,
делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
Подбор картинок по общему признаку (классификация). Здесь
требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами.
Например, в игре «Что растет в саду (в лесу, в огороде)?» дети подбирают
картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом
их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Или игра «А что
было потом?» - дети подбирают иллюстрации к какой-либо сказке с учетом
последовательности развития сюжетных действий.
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Игры
проводятся так же, как и с предметами. Например, в игре «Отгадай, какую
картинку спрятали» дети должны запомнить содержание картинок, а затем
определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена
на развитие внимания, памяти, запоминания и припоминания.
Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также
закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о
пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху,
внизу, сбоку, впереди и др.), умение рассказать связно о тех изменениях,
которые произошли с картинками, об их содержании.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр –
учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных
частей составлять целый предмет. Усложнением в этих играх может быть
увеличение количества частей, а также усложнение содержания, сюжета
картинок. Если в младших группах картинки разрезаются на 2–4 части, то в
средней и старших группах целое делят на 8–10 частей. При этом для игр в
младшей группе на картинке изображается один предмет: игрушка, растение,
предметы одежды и др. Для более старших детей на картинке изображается
уже сюжет из знакомых детям сказок, художественных произведений.
Основное требование заключается в том, чтобы предметы на картинках были
знакомы детям. Наличие целой картинки облегчает решение задачи. Поэтому
для младших групп необходимо давать детям целую картинку для
рассматривания, прежде чем будет дано задание – сложить целую картинку
из ее частей.
Описание, рассказ о картинке с показом действий, движений. В таких
играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь
детей, но и воображение, творчество. Часто ребенок, для того чтобы
играющие отгадали, что нарисовано на картинке, прибегает к имитации
движений, скажем рабочего, или к подражанию движениям животного, его
голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего
карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения
(кошки, собаки, петуха, лягушки и др.). Такое задание дается в игре с детьми
младшей группы.
В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети
изображают действие, нарисованное на картине, другие – отгадывают, кто
нарисован на картине, что делают там люди, например, пожарники тушат
пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом, оркестр играет на
разных инструментах.
В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка,
как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании
необходимого образа.
Словесные игры
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких
играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах,
углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать
приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети
самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают
предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию;
находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным
свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
В младших и средних группах игры со словом направлены в основном
на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение,
закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в
пространстве.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно
формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для
формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении
задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но
особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного
возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе:
развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный
ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли,
применять знания в соответствии с поставленной задачей.
С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься
умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее,
трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что
его учат.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают
умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами
находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок
воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает
его умственную активность.
В дидактической игре формируется познавательная деятельность
ребенка, проявляются особенности этой деятельности.
Очень велико значение дидактической игры для умственного
воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками
у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая
матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть
размер, форму, цвет и другие, признаки предметов.
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к
решению умственных задач: успешный результат умственного усилия,
преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой
повышает
способность
к
произвольному
вниманию,
обостряет
наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Все это
делает дидактическую игру важным средством подготовки детей к школе.
Методика проведения дидактических игр.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трѐх
основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, еѐ
проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление
и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация
психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
установление соответствия отобранной игры программным требованиям
воспитания и обучения детей определѐнной возрастной группы;
определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры
(в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от
занятий и других режимных процессов время);
выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы,
индивидуально);
подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры
(игрушки, разные предметы, картинки);
подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить
весь ход игры, своѐ место в игре, методы руководства игрой;
подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о
предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения
игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,
который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая
беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает
внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чѐткое
выполнение правил;
показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей
правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра
не приведѐт к нужному результату (например, если кто-то из ребят
подсматривает, когда надо закрыть глаза);
определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего,
болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в
игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью
дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог
направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, т.
к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об еѐ
эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в
самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов
воспитатель подчѐркивает, что путь к победе возможен только через
преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и
обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также
интересной. Дети обычно ждут этого дня.
Анализ проведѐнной игры направлен на выявление приѐмов еѐ
подготовки и проведения, какие приѐмы оказались эффективными в
достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет
совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры,
избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить
индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит,
правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный
анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает
варьировать игру, обогащать еѐ новым материалом в последующей работе.
Таким образом, игра – это не только удовольствие и радость для
ребенка, что само по себе очень важно. С помощью дидактических игр
можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те
качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может
приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, не
догадываясь об этом.
2. Организация подвижных игр с дошкольниками.
Подвижные
игры
–
это
сложная
двигательная
деятельность,
эмоционально окрашенная, обусловленная определенными правилами.
Для удобства практического использования, подвижные игры
классифицируются. Н. Н. Кожухова разделила игры:
по сложности;
по двигательному содержанию;
по степени физической нагрузки;
по использованию пособий и снарядов;
по преимущественному формированию физических качеств.
Игры по сложности Н. Н. Кожухова разделила на элементарные
подвижные игры и сложные (спортивные) – баскетбол, хоккей, футбол и др.
В дошкольном возрасте используются лишь элементы спортивных игр (в
старшей и подготовительной группе), и дети играют по упрощѐнным
правилам. В детском саду используются преимущественно элементарные
подвижные игры.
По
образному
содержанию,
элементарные
подвижные
игры
классифицируются на сюжетные и бессюжетные игры. Сюжетные игры – это
игры, имеющие готовый сюжет. Они, как правило, коллективные. Для таких
игр характерны роли с соответствующими для них двигательными
действиями. Сюжет может быть образный ("Медведь и пчелы", "Зайцы и
волк", "Воробышки и кот") и условный ("Ловишки", "Пятнашки",
"Перебежки").
В бессюжетных играх отсутствует сюжет. Эти игры связаны с
выполнением конкретных двигательных заданий и требуют от детей большой
самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве
("Найди себе пару", "Чье звено быстрее построится", "Придумай фигуру").
Все дети выполняют одинаковые движения.
Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с
бегом, прыжками, метанием, ходьбой, лазаньем, равновесием и ползанием
(М. М. Конторович, Л. И. Михайлова).
По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий,
различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой
подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа
детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки.
Играми средней подвижности, называют такие игры, в которых тоже активно
участвует вся группа. Но характер движений играющих относительно
спокойный (ходьба, передача предметов), или движение выполняется
подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в
медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.
Также классифицируются подвижные игры по использованию пособий и
снарядов:
игры с использованием предметов или пособий – флажки, ленточки,
обручи, скакалки, шнуры, мячи и др.
игры с использованием снарядов (крупных гимнастических пособий) –
гимнастическая стенка, скамейка, кубы, длинная рейка и др.
Существует классификации подвижных игр по преимуществу
формирования физических качеств, например, силы, ловкости, быстроты,
выносливости. (Е.Н. Вавилова).
По характеру игровых действий отличаются игры соревновательного типа.
Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего –
скоростных. Элементы соревнования побуждают к большей активности в
выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени
предмет», «Кто скорее до флажка»), каждый ребѐнок играет сам за себя и
старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с
разделением на команды (игры – эстафеты), то ребѐнок стремится выполнить
задание, чтобы улучшить результат своей команды.
Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню
или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.
В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в
необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом
несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.),
остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют
зрителям много радости.
Игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на
достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях.
В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в
разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями.
В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных
фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность,
развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой
стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой
деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в
конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.
Содержание подвижной игры составляют еѐ сюжет (тема, идея), правила и
двигательные действия.
Сюжет игры определяет цель действий играющих и характер развития
игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и
образно отражает еѐ действия (например, охотничьи, трудовые, военные,
бытовые) или создается специально, исходя из задач физического
воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях
играющих. Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих
детей, но и придает отдельным приѐмам техники и элементам тактики
целеустремленность, делает игру увлекательной.
Правила – это обязательные требования для участников игры. Они
обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер
поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения
игры, приѐмы и условия учѐта еѐ результатов. При этом не исключаются
проявление творческой активности, а также инициатива играющих в рамках
правил игры.
Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они
могут
быть,
например,
подражательными,
образно-творческими,
ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих
проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все
двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях
и сочетаниях.
Методика проведения подвижной игры включает в себя неограниченные
возможности комплексного использования разнообразных приѐмов,
направленных на формирование личности ребѐнка, умелое педагогическое
руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка
воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение.
Методика проведения подвижных игр обоснована и описана в работах
ученых: Е. А. Аркина, В. В. Гориневского, Н. А. Метлова, А. В. Кенеман, М.
М. Конторович, Л. И. Михайловой, Т. И. Осокиной. Работы этих ученых
существенно пополнили и обогатили методику проведения подвижных игр в
дошкольном учреждении.
Организация игры включает в себя подготовку к еѐ проведению, т.е.
выбор игры и места для неѐ, разметку площадки, подготовку инвентаря,
предварительный анализ игры.
Методика проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на
игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей,
руководство ходом игры. Подведение итогов как методический этап – это
объявление результатов, релаксация, подведение итогов игры и еѐ оценка.
При проведении подвижной игры следует помнить, что собирать детей
необходимо в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые
действия, сбор должен проходить быстро и интересно. Объяснение игры –
это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и
эмоциональным. Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную
роль должен восприниматься как поощрение, как доверие.
Старшие дошкольники любят и умеют играть. Для сбора детей на игру и
создания интереса, можно договориться о месте и о сигнале сбора задолго до
начала игры. Собрать детей можно при помощи зазывалок - «Раз, два, три,
четыре, пять – всех зову я поиграть. Можно поручить отдельным детям,
собрать остальных в установленный ограниченный срок. Например, пока
звучит мелодия. Также используются звуковые и зрительные ориентиры и
сюрпризы – задания. Например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под
вращающейся скакалкой.
Подбирая игру, воспитатель обращается, прежде всего, к образовательной
программе в детском саду. Программный перечень игр составлен с учетом
общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и
направлен на решение соответствующих учебно- воспитательных задач.
Программные требования являются критерием и для подбора народных и
традиционных для данного региона подвижных игр, для варьирования
двигательных заданий в знакомых играх.
Подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы
каждой возрастной группы: общего уровня физического и умственного
развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого
ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года,
особенностей режима, места проведения, интересов детей.
При
подборе
сюжетных
игр,
принимаются
во
внимание
сформированность у ребѐнка представлений об обыгрываемом сюжете. Для
лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную
работу с ребѐнком: читает художественные произведения, организует
наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей
различных профессий (пожарными, водителями, спортсменами и т.д.),
просматривает видео-, кино- и диафильмы, проводит беседы. Значительное
внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает
их вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).
Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный
эффект. Поэтому не следует подбирать игры с незнакомыми детям
движениями, чтобы не тормозить игровые действия. Двигательное
содержание игр должно согласовываться с условиями проведения. Игры с
бегом на скорость, с метанием в подвижную цель или вдаль не имеют
эффекта в помещении. Важно также учитывать время года и состояние
погоды. Для зимней прогулки, например, логичны игры более динамичные.
Но иногда, скользкая площадка мешает бегу с увертыванием. Летом удобно
соревноваться в быстром беге, но в очень жаркую погоду лучше такие
соревнования не проводить.
Регламентирует выбор игры и еѐ место в режиме дня. Игры более
динамичные целесообразны на первой прогулке, особенно если ей
предшествовали занятия со значительным умственным напряжением и
однообразным положением тела. На второй прогулке можно проводить
разные по двигательной характеристике игры. Но, учитывая общую
усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые игры.
На протяжении всей игры необходимо поддерживать интерес детей к ней,
особенно важно создать его в начале игры, чтобы придать
целенаправленность игровым действиям. Приѐмы создания интереса тесно
примыкают к приѐмам сбора детей. Иногда это одно и то же. Например,
интригующий вопрос к детям: «Хотите быть летчиками? Бегите на
аэродром!». В старших группах приѐмы создания интереса используются,
главным образом, когда игра разучивается. Это чаще всего, стихи, песенки,
загадки (в том числе и двигательные) на тему игры, рассматривание следов
на снегу или значков на траве, по которым нужно найти спрятавшихся,
переодевание и др.
Интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на
них надевается форма, выбираются капитаны команд, судья и его помощник.
За правильное и быстрое выполнение заданий команды получают очки.
Результат подсчѐта определяет оценку качества выполнения заданий и
коллективных действий каждой команды.
Проведение игр с элементами соревнований требует большого
педагогического такта, объективности и справедливости оценки
деятельности команд и их членов, способствующих дружелюбию и
товариществу во взаимоотношениях детей.
Правила игры руководитель должен излагать кратко, поскольку дети
стремятся как можно быстрее воспроизвести всѐ изложенное в действиях.
Все средства выразительности – интонация голоса, мимики, жесты, а в
сюжетных играх и имитация, должны найти целесообразное применение в
объяснениях для того, чтобы выделить главное, создать атмосферу радости и
придать целенаправленность игровым действиям. Таким образом,
объяснение игры – это и инструкция, и момент создания игровой ситуации.
Принципиально важной является последовательность объяснений: назвать
игру и еѐ замысел, кратко изложить еѐ содержание, подчеркнуть правила,
напомнить движения (если нужно), распределить роли, раздать атрибуты,
разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра
знакома детям, то вместо объяснения нужно вспомнить вместе с детьми
правила. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное
объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все
детали.
Ознакомление детей с новой игрой проводится чѐтко, лаконично, образно,
эмоционально в течение 1,5 – 2 мин. Объяснение сюжетной подвижной игры
даѐтся после предварительной работы с ребенком по формированию
представлений об игровых образах. Тематика сюжетных подвижных игр
разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явлений природы,
подражание повадкам животных. В ходе объяснения игры перед детьми
ставится игровая цель, способствующая активизации мысли, осознанию
игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных
навыков.
Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность
игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает местоположения
игроков и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию.
При объяснении игры воспитатель не должен отвлекаться на замечания
детям. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру. Если
правила игры им понятны, то она проходит весело и увлекательно.
Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила,
игровые приѐмы, условия соревнования. Он выражает уверенность в том, что
все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий,
которые предполагают не только скоростное, но и качественное его
выполнение («Кто быстрее добежит до флажка», «Чья команда не уронит
мяча»). Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие,
чувство уверенности и стремление к совершенствованию.
Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое
развитие и индивидуальные особенности детей. В команды воспитатель
подбирает детей равных по силам; для активизации неуверенных,
застенчивых детей соединяют со смелыми детьми и активными.
Роли определяют поведение детей в игре. Дети 6 лет очень активны, и все
в основном хотят быть водящими, поэтому руководитель должен сам
назначать их в соответствии со способностями. Выбор на главную роль дети
должны воспринимать как поощрение. Водящим можно также назначить
игрока, победившего в предыдущей игре, поощряя его за то, что он остался
не пойманным, выполнил задание лучше других, принял самую красивую
позу в игре и т.п.
Существует несколько способов выбора водящего: назначает воспитатель,
обязательно аргументируя свой выбор; с помощью считалки (предупреждают
конфликты); при помощи «волшебной палочки»; с помощью жеребьевки;
водящий может выбрать себе замену. Все названные приѐмы используются,
как правило, в начале игры. Для назначения нового водящего, основным
критерием, является качество выполнения движений и правил. Выбор
водящего должен способствовать развитию у детей способности правильно
оценивать свои силы и силы товарищей. Рекомендуется чаще сменять
водящего, чтобы как можно больше детей побывало в этой роли.
В целом, руководство воспитателя подвижной игрой состоит в контроле
над ходом игры и направлением на выполнение еѐ программного
содержания.
В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребѐнком
правил, тщательно анализирует причины их нарушения. Педагог следит за
движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием
ребенка в игре.
Большинство старших дошкольников хорошо владеют основными
движениями. Воспитатель обращает внимание на качество движений, следит
за тем, что бы они были легкими, красивыми, уверенными. Дети должны
быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость,
находчивость, творчески решать двигательные задачи. В играх необходимо
ставить перед детьми задачи для самостоятельного решения.
Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач в
подвижных играх, дети сами добывают знания. А знания, добытые
собственными
усилиями,
усваиваются
сознательно
и
прочнее
запечатлеваются в памяти. Решение разнообразных задач рождает у детей
веру в свои силы, вызывает радость от самостоятельных маленьких
открытий. При умелом руководстве воспитателя подвижной игрой успешно
формируется творческая активность детей: они придумывают варианты игры,
новые сюжеты, более сложные игровые задания.
В ряде игр от детей требуется умение придумать варианты движений,
различные комбинации их. Это игры типа «Сделай фигуру», «День и ночь»,
«Обезьяна и охотники» и др. Первоначально ведущую роль в составлении
вариантов движений играет педагог. Постепенно он подключает к этому
самих детей. Вхождению в роль, образной передаче характера движений
способствует придумывание детьми упражнений на заданную тему.
Например, придумать упражнение, имитирующее движения животных, птиц,
зверей, или придумать и назвать упражнение, а затем его выполнить.
Сигналы в играх для детей дошкольного возраста лучше подавать не
свистком, а словесными командами, что способствует развитию второй
сигнальной системы, еще очень несовершенной в этом возрасте. Хороши
также речитативы. Произносимые хором рифмованные слова развивают у
детей речь и, вместе с тем, позволяют им подготовиться к выполнению
действия на последнем слове речитатива.
Оценивая игру, педагог отмечает положительные качества детей, называя
тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку,
взаимопомощь, творчество, соблюдал правила, а затем анализирует причины
нарушения правил. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в
игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и
занимательной форме. К обсуждению проведѐнной игры надо привлекать
всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более
сознательное отношение к выполнению правил игры. Итог игры должен быть
оптимистичным, коротким и конкретным.
Заканчивается подвижная игра ходьбой, постепенно снижающей
физическую нагрузку и приводящей пульс ребѐнка в норму. Следует
отметить, что дети проявляют большую двигательную активность в играх,
особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требующие
большой затраты сил и энергии, чередуются хотя бы кратковременными
перерывами, активным отдыхом. Однако они довольно быстро устают,
особенно
при
выполнении
однообразных
действий.
Учитывая
вышесказанное, физическую нагрузку при занятиях подвижными играми
необходимо строго регулировать и ограничивать. Игра не должна быть
слишком продолжительной. Желательно предлагать короткие по времени
подвижные игры, в которых большая подвижность чередуется с
кратковременными передышками.
Продолжительность подвижной игры зависит от еѐ интенсивности и
сложности двигательных движений, особенностей физического развития
ребенка, состояния его здоровья, и в среднем может составлять 10 – 20
минут. Нагрузка может дозироваться следующими приѐмами: уменьшением
или увеличением числа играющих; продолжительностью игры по времени;
размеров игровой площадки; количества повторений; тяжести предметов и
наличия перерывов для отдыха.
Таким образом, подвижные игры – это действенное средство
разностороннего развития ребѐнка и продуманная методика их проведения
способствует раскрытию индивидуальных способностей детей, помогает
воспитать здоровых детей, бодрых, жизнерадостных, активных, умеющих
самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.