Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

  • 👀 295 просмотров
  • 📌 275 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста» docx
ПП- 19 - 02.06.2020 Тема: Теоретические основы игры Источники: Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 12-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. Смирнова Е.О. Психология и педагогика игры: учеб.пособие для СПО /Е.О. Смирнова, И.А.Рябкова. – М.Издательство Юрайт, 2019 Цель: знать теоретические основы игровой деятельности, иметь представления о классификации детских игр, знать характеристику творческих игр и игр с правилами. Задание для самостоятельной работы: 1.Познакомиться с материалами по теоретическим вопросам игровой деятельности. 2.В рабочей тетради обосновать ведущее положение игры в дошкольном возрасте, составить схему «Виды детских игр». 3.Выделить сущность режиссерских игр и их развитие в дошкольном возрасте. МДК.02.01. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста Тема 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ Тема 2. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЖИССЕРСКИХ ИГР Тема 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ 1. ПОНЯТИЕ ИГРА И ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИГРЫ 3. СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ИГРЫ 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5. КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТСКИХ ИГР 1. ПОНЯТИЕ ИГРА И ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Игра – это средство моделирования и воссоздания в специально созданных условиях отношений между людьми, это деятельность, которая служит усвоению социального опыта. (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин) Игра - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования, который сопровождает человека всю его жизнь. Это деятельность, занятие детей, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга, для развлечения. Игра выполняет следующие функции в жизни человека: • Развлекательную (это основная функция игры развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); • Коммуникативную: освоение общения; • Самореализации: реализация потребностей, способностей • Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; • Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; • -Коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; • - Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. Основные характеристики игры: • Свободная развивающая деятельность, возникает по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности. • Творческий характер • Эмоциональная деятельность • Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. Игровая деятельность — это эмоциональная интеллектуальная и физическая активность, направленная на достижения игровой задачи. 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИГРЫ Есть мнение, что игра появилась на основе инстинктов, то есть зарождается вместе с человеком. Другие ученые считают, что игры отличаются по содержанию в зависимости от исторической эпохи, от географических и культурных условий. Когда в обществе появилась игра и, что появилось раньше игра или труд? На ранних ступенях развития человечества, когда уровень производительных сил был еще чрезвычайно низок и основным способом добывания средств существования являлась охота, дети очень рано начинали принимать участие, в общем, с взрослыми труде. Практически усваивая способы употребления примитивных орудий, дети становились полноправными членами общества. У каждого народа накоплен и передается из поколения в поколение огромный запас разнообразных детских игр, в которых дети, играя и забавляясь, познают окружающий мир, совершенствуют свои способности, овладевают различными способами человеческой деятельности. Каждое общество различными путями, сознательно или стихийно, влияет на содержание датских игр (через подбор игрушек, осуждение и одобрения игр определенного содержания и т.д.). Г.В.Плеханов в работе «Письма без адреса», обратился к детским играм. Он дал толкование происхождения игры, рассматривал происхождение игры вместе с разными видами искусства. Анализ содержания игр детей разных народов (в основном первобытных), дал ему возможность утверждать, что в истории человечества игра, как и искусство возникла после труда и на его основе. В игре находит отражение трудовая деятельность людей «игра-дитя труда, который предшествует ей во времени»,- считал Г. В. Плеханов. В жизни общества труд предшествует игре, и определяет ее содержание. В играх первобытных племен изображается война, охота, земледельческие работы. Несомненно, что сначала была война, а затем игра, изображающая военные сцены. Сначала было впечатление, произведенное на дикаря смертью раненого товарища, а потом появилось стремление воспроизвести это впечатление в пляске. В.Г.Плеханов считал, что игра «…составляет одну из связей соединяющих различные поколения и служащих именно для передачи культурных приобретений из рода в род"(6.С.346). Подражая в игре деятельности взрослых, дети практически овладевают не сложными навыками трудовой деятельности родителей и всем тем, что связано в обычаях общества с этим трудом. Ребенок вначале подражает труду взрослых в игре, и лишь позже начинает принимать участие в настоящей работе. Плеханов доказывает закономерность такого явления: игра служит средством подготовки к труду, средством воспитания. Таким образом, игра она возникла из труда, и готовит молодое поколение к труду. Игра - это своеобразная социальная практика ребенка. Ушинский описывает игры своего времени, причем показывает, что у детей разных социальных групп были разные игры. Он доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка: «Не думайте, что все это пройдет бесследно с периодом игры: весьма вероятно, что из этого завяжутся ассоциации представлений и вереницы этих ассоциаций, которые со временем свяжутся в одну обширную сеть, которая определяет характер и направление человека. К.Д.Ушинский указывал на специфическую особенность игры: «Игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка…». Но при этом он считал, что необходимо направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений. Ушинский указал на зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он предавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Игра социальная по содержания и по способам осуществления. (откуда ребенок берет способ действия с игрушкой). К. Д. Ушинский указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим. Макаренко А.С. считал, что игра - это подготовка к работе, нет резкой разницы между игрой и трудом. Он вывел различие игры и труда: труд дает материальную базу, игра - нет. А. С. Макаренко наметил ряд ступеней в развитии игры, а на каждом этапе - определенные задачи руководства. Ян Амос Каменский считал игру необходимой формой деятельности ребенка. Он советовал взрослым внимательно относиться к играм детей, разумно руководить ими, так как игра, средство всестороннего, гармонического развития, условие радостного детства. Дидактическое направление наиболее полно было представлено в педагогике Ф. Фребеля. Его взгляды на игру отражали религиозно - мистические основы педагогической истории. Им разработаны подвижные, дидактические игры, игры «с дарами». Но игры были чужды, непонятны детям, они играли в основном по указанию взрослых. М. Монтессори также разрабатывала дидактические игры и упражнения с различными материалами. Значительный вклад в разработку теории игры внес П. Ф. Лесгафт. Он уделял основное внимание, физическому воспитанию детей, рассматривая игру как упражнение, при посредстве, которого ребенок готовиться к жизни. Взгляды на игру Е.И.Тихеевой связаны с организацией педагогического процесса в детском саду и вместе с тем, как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка. В ее детском саду были игры двух видов: - свободные игры, - игры, организованные педагогом, игры с правилами. Е.И.Тихеева подчеркивала значение роли дидактической игры, ею разработано много игр этого вида. Игра развивает физически, формирует нравственные качества, эстетическое воспитание осуществляется, умственное и трудовое. Таким образом, теория игровой деятельности имеет глубокие истоки: на протяжении от глубокой древности до наших дней, игра заслуживала и заслуживает внимание выдающихся педагогов, которые вносят свой вклад в развитие теории игры, раскрывают ее сущность. 3. СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ИГРЫ Игра имеет социальную основу по содержанию • Детские игры отражают окружающую социальную среду. Отражение реальной жизни детей зависит от их впечатлений. • В играх отражается сфера человеческой деятельности, труда, отношений людей. • А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин отмечали, что развитие игры происходит в направлении от игры предметной к игре ролевой, которая воссоздает отношения между людей. • Игра служит средством передачи культурных приобретений следующему поколению. • Игра не изобретается ребенком, а задается ребенку взрослым отмечали в своих трудах А. В. Запорожец, Н. Я. Михайленко. • Взрослый учит ребенка играть, знакомит со способами игровых действий. • Ребенок усваивает технику игр с помощью взрослого, затем обобщает игровые способы и переносит их на другие ситуации. 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности. Почему? Не большим количеством времени определяется ведущее положение игры, а основными потребностями детей дошкольного возраста. В игре находят выражением основные потребности: -стремление к самостоятельности - к активному участию в жизни взрослых - потребность в познании окружающего мира - потребность в активных движениях - потребность в общении. В играх зарождаются, и выделяются другие виды деятельности (труд и учение). По мере развития игры ребенок овладевает компонентами деятельности, учится ставить цель, планировать, добиваться результата. В игре формируются психические процессы (воображение). Игра является формой организации жизни и деятельности детей в детском саду. По мнению А.П.Усовой воспитатель находится в центре детской жизни. Чтобы игра выполняла организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять какие задачи воспитания и обучения можно решать в игре. Воспитатель продумывает методы и приемы руководства игрой, способствует проявлению самостоятельности. В процессе игры между детьми складываются два вида отношений: - отношения, которые определяются содержанием игры (ученики подчиняются учителю, слушаются родителей), правилами игры. - реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, установка правил). В игру не принимаются дети с низким уровнем развития отношений. В игре у детей формируются качества «общественности». Педагог должен при воспитательных воздействиях в формировании взаимоотношений учитывать индивидуальные особенности, тенденции развития. 5.Классификация детских игр У разных педагогов и психологов имеется своя концепция развития игр, в связи с этим в каждой теории игры предлагаются те критерии, которые отвечают данной концепции. Ф.Фребель выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума, движений и внешних чувств. Умственные игры, сенсорные игры, моторные игры. Классификация есть у немецкого психолога К.Гросса: игры обычных функций - игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие; игры специальных функций – семейные игры, игры в охоту, ухаживание. В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующая на степени самостоятельности и творчества детей в игре. К классификации по такому принципу сначала подошел П.Ф.Лесгафт, его идея получила развитие в работах Н.К.Крупской. Детские игры были разделены на две группы: игры придуманные самими детьми и игры придуманные взрослыми. 1. Первая группа игр — это игры ТВОРЧЕСКИЕ подчеркивая их главную особенность — самостоятельный характер. 2. Другую группу игр в этой классификации составляют ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ Как и любая классификация, данная классификация детских игр носит условный характер. Современная отечественная педагогика к творческим играм относит РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ, СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ, ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ, ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ. К группе игр с правилами относятся ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. Игры с правилами Творческие игры 1. Основа – свод формализованных правил, обязательных для всех участников. Правила эти безличны, одинаковы для всех, стабильны на протяжении игры. 2.Действия реальны и однозначны. 3.Всегда совместная деятельность. 4.Конечный результат есть. Это результат действий каждого играющего, соотнесенный с результатами других детей. Результат – выигрыш. Момент завершения игры определяется критериями выигрыша.  5.Процесс деятельности цикличен, каждый вид игры завершается выигрышем и возобновляется снова.  6.Тип отношений играющих – отношения состязания  1.Основа - воображаемая ситуация, которая проявляется в условных, замещающих действиях. 2.Все действия имеют личностный смысл, у каждого играющего свое понимание воображаемой ситуации. 2.Условные замещающие действия внешне неоднозначны. 3.Игра может носить как индивидуальный, так и совместный характер. 4. Процесс игры не имеет конечного результата, момент ее завершения определяется желанием окружающих. В педагогике представлена новая классификация игр Светланы Леонидовны Новоселовой. 1. Игры, возникающие по инициативе ребенка – самостоятельные игры: - сюжетно-отобразительные - сюжетно-ролевые - режиссерские - театрализованные 2. Игры, возникающие по инициативе взрослого - дидактические - сюжетно-дидактические - подвижные Досуговые игры: игры-забавы - игры-развлечения - интеллектуальные - празднично-карнавальные - театрально-постановочные 3. Традиционные или народные Тема: Характеристика режиссерских игр 1. Сущность режиссерских игр 2. Развитие режиссерской игры в дошкольном возрасте. 1.Сущность режиссерских игр. Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Предметы и игрушки используются не только в своем непосредственном значении, но и в переносном, когда они выполняют функцию, не закрепленную за ними общечеловеческим опытом (диванная подушка становится бегемотом, а пояс от маминого махрового халата - змеей в режиссерской игре в зоопарк; кубики разных размеров превращаются в учителей и детей в игре в школу; из карандаша получается дирижерская палочка или микрофон для куклы-певицы). К игрушкам-заместителям дети охотно прибегают и в сюжетно-ролевых играх, что говорит о развитии воображения. Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. Обычно режиссер решает, какой фильм или спектакль он будет ставить, какой возьмет сценарий, что внесет в него от своего прочтения и осмысления. Ребенок сам создает сюжет игры, ее сценарий. Взяв какую-либо тему (урок в школе, праздник в детском саду), малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя. В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам (выступление артистов на площади города, автодорожное происшествие, лечение в кабинете доктора, празднование дня рождения). Нередко сюжетом игры становятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренного мультфильма, прочитанной ему книги, рассказов других людей (режиссерская игра в школу под влиянием рассказов старшего брата-ученика). Для этих игр в их развитой форме свойственны комбинирование впечатлений из личного опыта ребенка с тем, что он узнал из книг, наблюдений, мультфильмов, причудливое соединение реального и вымышленного. Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий (кукла поет в микрофон, другая - аккомпанирует, по окончании выступления - обе кланяются, затем выходит «новая певица»; автомобильчики едут по трассе, сталкиваются, происходит авария). Отдельные эпизоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполняет, действуя за персонажи (игрушки, предметы), говоря за каждого, или объясняя все, что происходит. В режиссерской игре речь - главный компонент. Часто она звучит как «дикторский текст за экраном». Например, Лиза разыгрывает день рождения куклы Маши: «Маша сказала гостям «спасибо» за подарки, гости сразу стали садиться за стол. Маша наливает всем чай». Помимо описательных высказываний используются и оценочные: «Гости хорошие, они принесли Машеньке много подарков. А волчонок был жадный: он подарок принес, но не отдал Маше». В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, логические ударения, эмоциональная окрашенность, употребление различных суффиксов, звукоподражаний. Так, изображая семейную сценку с ребенком-капризулей, Наташа говорит за него, за бабушку и за папу. За ребенка она говорит тоненьким голоском с требовательными нотками: «Дайте другую кашу! Эта противная!», за куклу-бабушку - ласково с упрашивающими интонациями: «Поешь, поешь, Вовочка!», за папу - сурово, громко, подчеркнуто медленно: «Это что за капризы? Каша не нравится? Другую варить никто не собирается! Быстро все съесть!» В режиссерской игре часто используется много персонажей (куклы-зрители в концерте, машинки и другие виды транспорта на городской трассе, ученики в классе), но «активно действующих», т. е. тех, которых ребенок переставляет, «связывает» отношениями, обычно бывает не более трех-четырех. Их количество возрастает в совместной режиссерской игре, возникающей у детей в среднем и преимущественно в старшем дошкольном возрасте. В такой игре каждый из участников действует за одного - двух персонажей. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) - неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Естественно, что такое игровое общение для маленького ребенка легче, чем общение со сверстниками, в котором необходимо учитывать позицию, настроение партнеров, искать с ними общий язык. Малыш исподволь готовится к этому общению, овладевая в режиссерской игре умением «видеть» картину игры, планировать ее, исходя из замысла, который зарождается у него в голове раньше, чем он начнет выполнять игровые действия. Происходит то, что особенно ценил в детских играх К.Д. Ушинский: ребенок учится распоряжаться своими силами. 3. Развитие игры в дошкольном возрасте У детей в среднем и старшем дошкольном возрасте режиссерские игры претерпевают изменения разного характера. Прежде всего, меняется содержание. У детей 4-5 лет содержание режиссерских игр разнообразнее, чем у малышей. В них находят отражение знакомые сказки, мультфильмы, а вот события личной жизни используются реже. Дети легко соединяют в одной игре знания и сведения, полученные из разных источников. Появляются новые персонажи (герои мультфильмов), возрастает их число, более отчетливо выделяются главные и второстепенные действующие лица. У детей 6-7 лет содержание игр динамичное, с преобладанием собственного литературного творчества. Дети любят обыгрывать измененные собственной фантазией знакомые сказки, мультфильмы, вносят в содержание игры много вымышленного. Как подчеркивает Е.М. Гаспарова, на протяжении всего дошкольного возраста развитие сюжета происходит на основе возникающих ассоциаций, отправной точкой которых могут быть предметы, игрушки, собственные впечатления, строчки из знакомого стихотворения и др. Режиссерские игры возникают как индивидуальная деятельность и остаются такими в раннем и младшем дошкольном возрасте. Режиссерские игры в одиночку наблюдаются и у старших дошкольников, особенно когда ребенок мало контактирует со сверстниками (часто болеет, не посещает дошкольное учреждение) или испытывает трудности в общении с другими воспитанниками группы в силу индивидуальных особенностей (замкнут, застенчив, имеет дефекты речи и др.). В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте возникают совместные режиссерские игры. Объединения детей обычно немногочисленны 2-3 человека. Дети вместе придумывают сюжет, подбирают или мастерят необходимые игрушки, предметы, исполняют роли (каждый за своего персонажа). Другими словами, в совместной режиссерской игре ярко выражен сюжетно-ролевой характер.
«Основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Сазонова Н.П.
Автор(ы) И. О. Карелина
Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot