Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика обучения грамоте

Определение 1

Обучение грамоте – это ступень по овладению первоначальными умениями чтения и письма.

Обучение грамоте является своеобразной «стартовой площадкой» в овладении учащимся иными школьными науками.

Задачи и основные принципы обучения грамоте

Основными задачами обучения грамоте являются:

  1. Формирование у учащихся элементарных навыков чтения и письма.
  2. Развитие у детей фонематического слуха.

Обучение грамоте является одной из составных частей обучению русскому языку, так как предусматривает формирование у детей навыков к чтению литературы, языковых понятий, простейших грамматических и орфографических умений.

Замечание 1

Таким образом, методика обучения грамоте находится в тесной взаимосвязи с такими разделами методики как орфоэпия, грамматика, орфография и т.д.

Обучение грамоте предусматривает три группы принципов:

  1. Частотный принцип (авторы В.Г. Горецкий и К.Д. Ушинский) – предполагает изучение букв (звуков) в последовательности – от группы часто используемых к менее употребляемым и малоупотребительных.
  2. Позиционный принцип (автор Д.Б. Эльконин) – изучение звуков осуществляется в соответствии с фонематической системой родного языка.
  3. Генетический принцип (автор Р.Н. Буреев) – основан на сложности и сходности написания букв и звуков.

Большое значение в обучении грамоте имеет верно составленный учебник. Как показывает практика, учебник по обучению грамоте должен содержать следующие материалы:

  • Текстовый материал – столбцы слов, короткие предложения, словосочетания, небольшие тексты для чтения.
  • Иллюстративный материал – сюжетные и предметные картинки.
  • Внетекстовые элементы – схемы слов и предложений, лента букв, слоговые таблицы.
  • Занимательный материал – скороговорки, ребусы, «рассыпанные» слова и т.д.

Методика обучения грамоте предусматривает два блока:

«Методика обучения грамоте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. блок – усвоение основных языковых понятий (устная и письменная речь, слово, ударение, звук и т.д.).
  2. блок – обучение плавному слоговому чтению, переписывание печатного и рукописного текстов, письмо под диктовку.

Методика обучения чтению

Методика обучения чтению делится на 2-3 этапа:

1 Этап – добуквенная подготовка (добуквенный)

Продолжительность – 2-3 урока в течение 2-х месяцев.

Цель: ознакомление учащихся с такими понятиями как буква, звук, слог, слово, предложение и т.д.

На данном этапе структура урока свободная, важным является только соблюдение следующих моментов:

  • обязательное усвоение учащимися по итогу каждого урока нового термина, его полное понимание;
  • активная умственная деятельность учащихся во время урока;
  • организация различных видов деятельности учащихся во время урока (игровая, работа с кассами, схемами, моделями и т.д.);
  • обязательное проведение 2-3х физкультминуток.

2 Этап – буквенный

Цель: зучение букв алфавита, последовательность знакомства с буквами не обязательно в алфавитном порядке.

Проводятся уроки двух типов:

  1. Введение новой буквы и звука.
  2. Урок-закрепление.

Структура урока по изучению новой буквы и звука:

  • осуществление звукового анализа слова, обучение вычленению звуков, развитие фонематического слуха у детей;
  • знакомство с новой буквой, ее знаковой природой, усвоение норм графики и овладение зрительным образом печатной буквы;
  • чтение слогов с новой буквой, обучение слитному чтению с ударением на гласный звук, обозначение мягкости и твердости согласных;
  • чтение слов с новой буквой, формирование механизма чтения, понимание прочитанного;
  • чтение букварного текста, формирование овладения общим пониманием прочитанного текста, организация продуктивного многочтения.

Структура урока не обязательно должна содержать все указанные элементы, в том случае, если дети имеют первичные навыки или хорошую дошкольную подготовку, то 2-й и 3-й пункты могут быть исключены.

3 Этап – послебукварный

Цель: обучение восприятию прочитанного текста, осуществление анализа прочитанного, формирование и развитие правильности и сознательности чтения.

Учащимся предлагают для прочтения отрывки из известных произведений. Выразительность и беглость чтения «отодвигаются» на второй план, важным становится правильность прочтения и понимание (осознание) прочитанного текста. Уроки данного этапа являются к подготовительными к урокам литературного чтения.

Методика обучению письму

Определение 2

Обучение письму – это выработка графического навыка.

Графический навык – это сознательное механическое написание звуков и букв в их правильном соотношении, соблюдение правил орфографии, с целью передачи собственных чувств и мыслей.

Основной целью обучению письму: формирование графически четкого, правильного и достаточно скорого письма.

Методики обучения письму:

  1. Копировальный метод – предполагает обведение контуров букв, которые напечатаны в специальных тетрадях бледными чернилами, точками или написаны учителем карандашом. Кроме того, в рамках данного метода используются приемы написания букв через кальку, прозрачную пленку. Минус этого метода состоит в том, что он основан на механическом упражнении и не ведет учащегося к сознательному овладению навыками письма.
  2. Линейный метод – основан на использовании точных и одинаковых расстояний между элементами букв, соблюдение точных пропорций широты и высоты буквы и ее отдельных частей. С вспомогательной целью часто используется специальная сетка.
  3. Генетический метод – изучение букв и их последующее написание осуществляется с букв простой формы с постепенным переходом к более сложным.
  4. Тактический или ритмический метод – письмо под счет или ритм, который является одинаковым для всех учащихся. В настоящее время используется крайне редко, несмотря на то, что он способствует выработке общей скорости письма в классе.
  5. Метод Карстера – предусматривает прописывание специальных росчерков, каждый из которых способствует развитию движений руки (пальцев, кисти, предплечья). Данный метод формирует умение пользоваться направлением и пространством листа, развивает свободу и легкость движения руки.
Замечание 2

Таким образом, в практике обучения наилучшие результаты достигаются путем разумного сочетания названных методов на определенных этапах обучения письму.

Дата последнего обновления статьи: 06.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot