Понятие мышления
Мышление – это познавательный процесс психики, который предполагает обобщенное и опосредованное отражение связей и отношений предметов объективной действительности.
Мыслительная деятельность людей крайне разнообразна и многопланова, особенно ярко это заметно в существовании нескольких основных видов мышления.
Мышление, как и многие другие познавательные процессы, при сущие человеку, характеризуется набором специфических черт. Эти черты в разной степени важны для процесса решения разного рода проблемных ситуаций. Отдельные качества представляют наибольшее значение для процесса решения теоретических задач, а некоторые – для процесса решения практических вопросов.
Понимание мышления в качестве процесса предполагает, в первую очередь, что непосредственная детерминация мыслительной деятельности может осуществляться только в качестве процесса. Другими словами, в ходе решения задачи, люди продолжают выявлять все новые и неизвестные ему ранее условия и требования задачи, которыми и обусловлен процесс дальнейшего протекания мыслительной деятельности.
Выделяют несколько отличительных признаков мышления:
- основная форма мышления – процесс выявления внутренних связей предметов;
- в своем познании мышление основано на чувственных образах;
- мышление может быть оторвано от реального мира, так как для познания могут быть использованы знаки и символы в качестве заместителей предметов окружающей действительности;
- мышление в целом протекает с опорой на знания, которые ребенок приобрел ранее;
- особенность мышления – мыслительный результат, которому изначально свойственен обобщенный характер;
- индивид может мыслить не только категориями настоящего, но и прошлого, и даже будущего.
Методики развития логических приемов мышления
Развитие логического мышления – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности.
Развитие логического мышления непосредственно связано с возрастными особенностями детей.
У детей младшего дошкольного возраста основным видом мышления является предметно-действенное и лидирует оно до возраста 4-5 лет. При этом преобразование ситуаций во многих случая протекает на основании целенаправленной пробы, учитывая желаемый результат. Дошкольники могут устанавливать ряд скрытых связей и отношений между предметами.
В среднем дошкольном возрасте объем памяти возрастает и начинается развитие наглядно-образного мышления – с 3,5-4 лет и до 6-6,5 лет. Дети используют элементарные схематизированные изображения, чтобы решать несложные задачи. Дошкольники могут строить в соответствии со схемой, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение.
В старшем дошкольном возрасте систематизируются представления детей, идет развитие словесно-логического мышления, которое становится ведущим в возрасте 7-8 лет и остается базовым для большинства взрослых людей.
Логическое мышление состоит из:
- умения определить состав, структуру и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений;
- умения определить взаимосвязь предметов с объектами, их изменений во времени;
- умения подчиняться логическим законам, обнаруживать на данной основе закономерности и тенденции развития, строить гипотезы и делать выводы из данных посылок;
- умения производить логические операции, осознанно приводить аргументы.
Все многообразие игр и пособий, предназначенных для развития логического мышления дошкольников, может быть условно разделено на несколько видов:
- упражнения, которые способствуют формированию памяти. Перед детьми дошкольного возраста необходимо ставить игровые задачи, в которых он должен что-либо запоминать. Для этого можно предлагать ряды картинок, которые нужно запомнить, разбивая их на несколько групп;
- логические упражнения, в которых ребенок должен отыскать ту или иную закономерность или найти недостающую фигуру. Чтобы выполнять ряд таких игровых заданий, ребенок должен провести простейший анализ посредством сравнения предметов, расположенных в горизонтальном или вертикальном ряду;
- упражнения, вырабатывающие умение воссоздавать изображенные на схеме фигуры, состоящие из нескольких элементов. С этой целью могут быть использованы разнообразные головоломки на плоскости, состоящие из разнообразных геометрических деталей. Нужно показывать детям схематичную фигуру, состоящую из треугольников, прямоугольников, квадратов и пр. и дать задание сложить точно такую же фигуру;
- упражнения, развивающие навыки классификации - игры по типу нахождения лишнего. В таких заданиях дошкольник должен среди нескольких изображений отыскать то, которое не относится к данной группе по какому-либо критерию. Навыки, полученные в ходе такой игры, дают возможность детям быстрее овладевать смысловыми группировками, с которыми они столкнуться в школьном обучении;
- упражнения, развивающие пространственное восприятие и внимание – основа и составная часть логического мышления, в связи с чем крайне важно предоставлять дошкольникам задания на развитие этих процессов. Этому способствуют разного рода объемные конструкторы и головоломки, благодаря которым дети могут научиться представлению в воображении положения предмета, размещения объектов в пространстве в соответствии с образом, создаваемым в голове;
- упражнения для развития аналитического мышления и стратегического мышления. Оно возможно благодаря разнообразным настольным интеллектуальным играм, в которых дети должны просчитывать собственные действия на несколько шагов вперед. Этому способствуют известные всем шахматы и шашки, домино и игры-квесты;
- упражнения, развивающие словесно-логическое мышление - разнообразные игры в слова, например, «словодел» или «эрудит».
Игры на логику с детьми дошкольного возраста могут проводиться не только на специальных занятиях, сидя за столами, но и в любое удобное для этого время, даже на прогулке или в путешествии. Подавляющее большинство упражнений не предполагают использования каких-либо специальных приспособлений.
Главной особенностью логических игр является регулярность их проведения. Только при систематических занятиях, будет идти развитие важнейших мыслительных операций, представляющих составную часть развития логического мышления: операций сравнения, классификации, синтеза и анализа.